готовые домашние задания, гдз по алгебре, геометрии, физике, химии для 7, 8, 9, 10, 11 класса (решебники)
Поиск по сайту
  Оставить комментарий
Мы Вконтакте и Twitter ›› Карта сайта
Топики
Устные темы по английскому языку для поступающих в ВУЗы. Около 920 штук!
Краткие содержания
Для тех, у кого мало времени на чтение всего произведения. Вам в помощь — сокращённые тексты!
Биографии
Много материалов жизнеописания и творчества для рефератов по литературе.
Решебники
Более 1136 решебников по 20 предметам школьной программы. Около 500000 решений!
гдз по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, математике
переводчик главные разделы сайта
учебные материалы по школьным предметам книги статьи
Каталог образовательных сайтов



Сочинение по литературе. «Не всегда правдой душу вылечишь.. »

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году. Она имеет большое значение в творчестве Максима Горького. В этом произведении поднимаются философские вопросы о смысле жизни, о путях её изменения. Автор призывает всех к отходу от жуткого и недостойного существования к счастью и совершенствованию. Решением этого призыва является оглашение и раскрытие правды, возбуждение гордости.

Герои пьесы- люди, опустившиеся на самое дно общества. В них исчезло всё человеческое, они утрачивают свои духовные качества, для них уже не существуют такие ценности, как любовь, дружба, честность, взаимопомощь. Герои мучаются от своего положения, но ничего не могут изменить: они по-прежнему тяжело живут, ненавидят друг друга, способны предать ради денег. Самое ужасное заключается в том, что герои не стремятся и не пытаются изменить свою жизнь, свой быт и свою душу.

Неожиданное появление старца Луки вносит в их скучное и развратное житьё перемены: к каждому персонажу он находит особый подход, он обнадёживает тем, что ещё не всё потеряно, может и жизнь-то только начинается. Многие обитатели ночлежки искренне верят ему и в их душах рождаются надежды на будущее. Вся деятельность Луки состоит в том, чтобы «помочь людям распутать себя, свою сущность».

Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке

жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова.

«А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?»-говорит Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него —вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки

своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя... коли ты веришь,

была у тебя настоящая любовь... значит— была она!»

Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле.

Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что

приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией.

Актёр обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую Лука вселил в их души, ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, просто поддерживал их веру в то, что выход есть. Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной. Всё дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, поэтому главное обвинение

автор адресует не Луке, а героям. Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского характера: неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что-то предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь тёплый отклик находит Лука в их сердцах: он объясняет все их неудачи внешними обстоятельствами. Такая идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить.

Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция "утешительства’, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил

многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Чело-век — вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

Заметно, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев не однозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны- правда их будничной жизни, правда «дна», и с другой- правда, которую они хотели бы увидеть. Это правда «вымышленная». И самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.

Конфликт этот есть конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.

Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит. Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать (“Человека приласкать никогда не вредно”), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки... Да, Актёр повесился.

Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.

Существует некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живёшь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком

смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни.

Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, а развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего.

Возможности человеческой личности не ограничены, нужно только не смиряться, не опускать головы, не ждать слов утешения, нужно уметь мобилизировать все физические и духовные силы, и только тогда можно надеяться на достойную жизнь. Я верю, что должны исчезнуть нищие с тротуаров, просящие подаяние; что люди, брошенные не «дно» жизни, обретут веру в свои силы, нужно только помочь им осознать себя личностью и встать на путь своего спасения. И здесь один путь-вера в возможности человека, в его неисчерпаемую силу духа, воли.

Пепел: «Бог есть?»

(Лука молчит, улыбаясь)

Лука. Коли веришь, - есть;

Не веришь, - нет…

Во что веришь, то и есть.

Мы довольно часто прибегаем ко лжи во имя «гуманистических» целей, терзания совести пытаемся затушить, убеждая себя и окружающих в своей правоте, в том, что ложь – во благо, во спасение… Но нам ли судить об этом? По моему, - определить истинную «окраску» лжи или правды может лишь тот, во чьё «благо» они направлены, хотя всем людям свойственно ошибаться…

Прочитав пьесу М. Горького «На дне», я невольно обратил особое внимание на образ Луки, а в последствии узнал, что именно этот персонаж не редко становится предметом полемики критиков. Особенно пристрастно роль героя в описанной автором ситуации рассматривалась в критике прошлых лет, «проповедующей» идеологию коммунизма и поэтому обличающей «пороки» Луки, обвиняющей его в откровенном вредительстве зачастую безосновательно. Сейчас же, в эпоху свободы взглядов, никто не стремиться навязать кому - то свое мнение, тем самым давая реальный шанс научиться делать свои

выводы. Это умение, я уверен пригодиться в жизни.

Лука… Это имя для своего героя автор выбрал неслучайно. Но что Горький тем самым хотел сказать, для нас остается загадкой.

Образ Луки не однозначен, многословен. Возможно, имя «Лука» произошло от слова «лукавый». Основываясь на этом предположении можно сказать, что герой, на первый взгляд, «смягчающий» грубость, безразличие и безнадежность окружающего

мира, бессознательно, свято веря в свои идеалы, мешает людям действовать, дает им ложную надежду, отвлекает от борьбы за достойное существование и сбивает с «праведного пути».

Что же касается Луки – лжегуманиста, человека, целенаправленно пытающегося «утопить «утопающих»», но такое истолкование образа героя я не приемлю вовсе.

В то же время избранное автором имя – это имя святого. Возможно, оно говорит об изначальном наделении героя лучшими человеческими качествами, а так же определяет роль Луки в пьесе как учитель, толкователя, провидца. Любовь героя к людям

основана на их первоначальном равенстве. И автор в уста Луки вкладывает хотя «незавидное; но верное сравнение: «ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…»

Казалось бы, мудрый странник Лука лишь «отдает», ничего не прося в замен, но все же он, наблюдая за своими «учениками», и сам «учится»: «Понять хочется дела – то человеческие»… Герой, не смотря на свой «солидный возраст, нередко открывает

для себя в окружающем мире что – то новое: «А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек – то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди не довольны!»

Лука считает, что любой человек имеет право жить достойно. Он помогает каждому найти верный путь, но то, как ночлежники воспринимают старика – странника и его речи, а также мировоззрение каждого из них определяет дальнейшую судьбу каждого

из них.

Теория «праведной земли» – своеобразный пример из жизни, доказывающий читателю, что порой правда, именно правда губит человека. И герой притчи Луки прав, говоря, что «…книги и планы… - ни к чему, если праведной земли нет». Во имя чего

живут люди, для чего жертвуют собой, ради чего? Если в конце тоннеля не мерцает заветный огонек – цель всей жизни. К чему же потери, искания, если жизнь нам готовит лишь жестокое разочарование???

Сила веры воистину велика. Вера может спасти, а измена ей – убить человека. Но каждый должен обрести веру сам – ее невозможно навязать. Лука на вопрос Пепла о существовании Бога отвечает: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет…

Во что веришь, то и есть.»

История и литература приводит немало примеров, когда люди, объединенные и воодушевленные верой, поднимались на борьбу за светлое будущее. Нередко случается так, что человек, свято веря во что-либо, в конце концов достигает свою

цель.

Так как же присутствие Луки, его участие в жизни ночлежников отразилось на их дальнейшей жизни? Бытует мнение, что герой лишь ускорил как духовную, так и физическую гибель ночлежников. По-моему, такая иллюзия возникает благодаря тому,

что люди, живущие в ночлежке, оказались слабыми и настолько завязли в болоте безысходности, упадка, что предпочли спасению гибель.

Мир «не идеален». Так хвала тому, кто пытается скрасить эту жизнь:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Недаром эти строки «продекламировал» Актер. Ведь именно на судьбу этого героя Лука «повлиял» больше всего.

Старик верит в человека, в то, что возможности человека безграничны, стоит лишь приложить усилие к выполнению задуманного Лука обладает удивительным даром убеждения настолько сильным, что, казалось бы, даже безнадежные реалисты хоть на

мгновение, но оказываются во власти его «сказок» Так, пьяница-актер, поверив в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков, делает первые шаги на пути к

самоисцелению: « Я сегодня – работал, мел улицу…а водки – не пил!»

Последние дни любимца публики, человека далеко не глупого, а также его смерть, казалось бы, - самое уязвимое звено в «оправдании» Луки, но: - каким бы мудрым ни был наставник, жизнь придется прожить именно самому ученику, опираясь на собственные силы. А…смерть, самоубийство…Оно, на мой взгляд, говорит о слабости человека; он должен черпать силы для достижения цели в самом себе. Поэтому бессмысленно обвинять Луку в смерти Актера. Старик ничего не обещал, он лишь указал верную дорогу, дал надежду на исцеление, но Актер не сумел пройти этот путь до конца, он обессилел…

Лука – это человек, который даже в самом безнадежном пытается усмотреть что – то хорошее, убеждает окружающих в том, что в этом опустившемся мире, на дне жизни, еще есть справедливость.

Так, Пеплу Лука советует оставить «неблагодарное» ремесло вора. Старик убеждает героя в том, что жить по «заповедям божьим» хорошо даже в Сибири, в краю суровом, земле каторжников, ссыльных…

Несчастную, больную Анну, которая за свою недолгую жизнь не видела ни чего, кроме нищеты, побоев, оскорблений, Лука по – отечески утешает, обещая ей покой на том свете.

Наташу старик пытается «вразумить», предупредить грядущее несчастье – откровенную «месть» ведьмы – сестры. Но добрая, мечтательная девушка не особо прислушивается к его словам.

Настя же, падшая женщина, искренне верит в свою минувшую великую любовь и находит в Луке понимающего собеседника, утешителя.

Всем обитателям ночлежки, этим совершенно разным людям Лука пытается помочь, жалеет и утешает их, дает добрые советы. И люди, озаренные теплом этого внезапно появившегося на сером небосводе их жизни светила, становятся добрее, чище… Но, к сожалению, не каждый из них умеет самостоятельно продолжить тернистый путь к счастью.

Добро Луки – это деятельное добро, что не сложно доказать, проследив жизнь ночлежников с момента появления Луки.

А несчастливый конец пьесы ни – чуть не чернит странника – он говорит лишь о несостоятельности «учеников» вырваться со «дна», избавиться от пороков.

«Ложь» Луки – это попытка уберечь героев – жителей ночлежки – от дальнейшего «разложения» и она выше губящей правды!

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Жан-Поль Беранже

Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном.

В обычной ситуации, может быть, это и не всегда так важно, что вам скажут: правду, истину – или солгут в очередной раз.

А если дело касается, к примеру, пациента и врача, когда доктор не сомневается в том, что больной не доживет до следующего дня. Он не знает, как ему поступить: сказать все в глаза или промолчать, скрыть. Вот он – вечный философский вопрос. Вопрос о правде и святой лжи.… Эту проблему поднимает и М.Горький в своей пьесе «На дне».

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на «дно» жизни огромное количество людей. В пьесе «На дне» М.Горький рисует нам потрясающие картины жизни

капиталистического «дна», которое представлено в виде костылевской ночлежки.

Основной конфликт драмы – конфликт в душах героев, в их восприятии мира, человека, правды, конфликт между реальным и желаемым. Здесь-то и зарождается спор о правде.

В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» М.Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: « Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Так

ставит проблему М.Горький.

Лука и Сатин размышляют о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: «Человек – вот правда».

Лук…. С появлением этого человека в ночлежке души ее обитателей становятся взбудораженными, мысли – интенсивней, собранней. Лука – странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любит размышлять. Ему

не откажешь в уме, он стремиться к истине.

Лука не главный герой пьесы. Он лишь композиционный центр драмы, вокруг которого строится основной конфликт. Появление Луки – завязка пьесы, его исчезновение – кульминация.

Лука – интересный герой, вызывающий огромное количество споров вокруг себя. Для того чтобы попытаться понять, кто же он та-кой, обратимся к автору. Сам М.Горький утверждал, что Лука – жулик, обманщик и имя у него Лука – «лукавый».

Лука – тонкий психолог. Он сразу же угадывает, что нужно людям, и тут же им предоставляет ту утешительную мудрость, ту сказку, которая для обитателей ночлежки становится бальзамом, заживляющим все раны. Таким образом, Лука стремится не к

изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Жалостливость – вот та изюминка, за счет которой Лука завоевывает симпатии окружающих. Жалостливость и внушение ложной, мимолетной иллюзии в бесперспективной жизни ямы, дна, бездны, из которой уже не выбраться! Кто-кто, а Лука это понимает лучше всех!

Он сам не верит в свою «правду». И знает, что все сказанное им – бред, вымысел или неосуществимая затея, но заботит ли его это? Думает ли он о последствиях своей утешительной сказки?

Нет! Ему это не интересно! И доказывает это он своим исчезновением. Да! Он исчезает, растворяется как раз в тот момент, когда люди, которым он вскружил головы, нуждаются в его словах, в его советах, в этих самых выдумках более всего на свете.

Лука вместо того, чтобы собрать и объединить силы для борьбы, длительной и тяжелой, наоборот, расслабляет жителей ночлежки.

Каждый из г6ероев пытается вырваться. И Лука усилил это их желание. Но как горько становится всем после осознания полнейшего несоответствия между социальным положением героев и их внутренним миром.

Нет, не нужна людям «дна» «правда» Луки. Она отбирает силы для борьбы с действительностью с целью достижения счастья, для которого и создан человек.

Обитатели ночлежки слабы, они несостоятельны: с исчезновением из их поля зрения Луки уходит их мечта о новой жизни, зажженная странником. Все остается по-старому.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция представлена в образе босяка Сатина. Сатин – борец за справедливость. Он и в тюрьму попал, потому что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. Именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав:

«Человек свободен, он за все платит сам».

Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке.

Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у него нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».

Так что же нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь? Спорьте, критики! Спорьте, философы! Найдете ли вы единый ответ? Нет, наверно. Потому что люди испокон веков пытаются найти решение вопроса и будут еще долго искать….

Пьеса «На дне»была написана Максимом Горьким в 1902 году, и 18 декабря того же года состоялась ее премьера во МХАТе.

Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: «Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее ?». В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции; каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.

Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные люди. Они создают собирательный, многоликий образ «дна».

Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся, чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает сложившуюся обстановку.

Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки.

Его напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина, прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом.

Герои постоянно унижают друг друга, оскорбляют. Такие обращения как «козел ты рыжий», «старая собака», «нечистый дух», «дуреха», «звери» вполне обычны и привычны здесь. А Лука называет ночлежников не иначе, как «народ честной», «браток»,

«голубка», «матушка», «милая», «детынька». Еще Лука привлекает нас тем, что для него все люди одинаковы: «… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все-черненькие, все-прыгают» - говорит он.

Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.

Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер – возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Они мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со «дна». Он к каждому человеку находит свой подход.

Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: «От пьянства нынче лечат, слышь!

Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема…» Актер легко верит Луке потому,

что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю.Юзовского, Актер дает «повязать на глаза повязку» возвышающего обмана».

Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед смертью, облегчает шаги в жизни; «Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно… Ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!… Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Ты верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги…» Анна, которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца человека и верит ему.

Не так легко все получается у Луки с вором и бандитом Васькой Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в «праведную землю» - в Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.

Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе с ними: « И я скажу – иди за него, девонька, иди. Он – парень ничего, хороший!»

С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: «Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!».

Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнее правды. Именно они откликаются на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть».

Но не со всеми ночлежниками у Луки складываются замечательные отношения. Некоторые из них –Бубнов, Барон – не пытаются вырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука достаточно умен, чтобы понимать

ненужность и бесплодность попыток изменить их.

Лука приносит в мир страданий, унижений, несчастий очень важную идею –необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствовать им и сострадать: «Человека приласкать –никогда не вредно… Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей

надо!» Лука утешает, дарует обитателем ночлежки надежду. Он говорит нелицеприятные слова хозяевам, вступается за несправедливо обиженных. Например, он говорит Барону: «Ты , барин, зачем девку тревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?»

Однако в образе Луки не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Главное в Луке –это ум, основанный на жизненном опыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки « нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей» (Б.В.Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.

Особенно сложно в пьесе взаимодействуют Лука и Сатин. Сатин умен и понимает Луку. Он во многом повторяет слова странника, но по-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку, но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся во лжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы.

Чтобы человеку стать свободным, ему важно знать правду: «Кто слаб душой…и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…

одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого –зачем тому ложь?

Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свобод – кого человека!» Сатин отказывает обитателям ночлежки в праве считать себе людьми.

Он утверждает, что жалость – это унижение человека. Лука же во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтение надежде и уверен, что « не всегда правдой души вылечишь.» Он рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в «праведную землю». Идейный смысл притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актер во втором действии читает стихотворение П. Беранже «Безумцы». Он проводит параллель между Лукой и безумцем, навевающим «человечеству сон золотой».

На протяжении многих лет представление о драме сводилось к разоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный, противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив, снисходителен. Он

интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лука помогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, что нужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность жить лучше. Несколько

смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуации циником.

Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит слова утешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды.

Утешительная ложь Луки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со «дна». Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героев не удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего все чувствуют себя разочарованными и обманутыми.Возвращение к реальности тяжело переживается ими, особенно болезненно реагирует Актер. Он, вместо того чтобы отправиться в лечебницу, «на пустыре…удавился». А Васька Пепел отправляется в Сибирь на каторгу. Недаром Клещ говорит: «Помагил их куда-то…а сам – дорогу не сказал..»

И.Ф. Анненский писал: «В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может». Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку, однако мы не можем

обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываются слишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многом виноваты.

Драма Максима Горького «На дне» является одним из произведений, чья богатейшая история сценическая история длится на протяжении ста лет (с 1902 по 2002 г.). Существует огромное количество литературы, посвящённой этой пьесе, на многих языках мира, но, трудно поверить, что многие критики, в том числе и несомненно крупные,

говорили когда-то о непригодности её для сцены и вообще художественной несостоятельности, о начавшемся с неё «конце Горького». Но такова была ослепляющая сила предвзятости, вызванной идеологической несовместимостью.

Пьеса «На дне» потрясла демократически настроенных зрителей глубиной идейного содержания, освещением острых социальных вопросов. По словам самого Горького, «основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью,

как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский. Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Горький побуждает современников поразмыслить над тем, что полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь? Слова Сатина, чьими устами говорит Горький демократичны: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного

человека».

В своей пьесе Горький описывает мир босяков, отверженных обществом. Автор показывает страшные условия их быта, тем самым обличая капитализм и пагубную власть денег.

Герои пьесы Горького объединены местом проживания и образом жизни. Все они – ночлежники, хотя разного социального происхождения и мировоззрения. По отношению обитателей ночлежки к своему нынешнему положению и к дальнейшей судьбе их можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести людей, примирившихся со своим существованием, отказавшихся от жизненной борьбы.

Например, Бубнов, убежден, что человек на земле – лишнее существо: «Человек - вещь, ты везде лишняя…да и все люди на Земле – лишние…». Такая правда для Бубнова является способом оправдания своего бездействия, не стремления выбраться «со дня». Для Татарина и Клеща жизнь движется по ранее созданным законам: «Магомет дал Коран,

сказал: «Вот – закон! Делай, как написано тут!». Потом придёт время – Корана будет мало… время даст свой закон, новый… Всякое время даёт свой закон…»

Молодая девушка Настя находит спасение от быта и безысходности в чтении любовных романов со счастливым концом. Она творит жизнь лишь в своём воображении, не примиряясь, но и не сопротивляясь суровой реальности.

Как и Настя, Алёша не предпринимает ничего для изменения своей жизни: «А я – ничего не хочу! Я – ничего не желаю!» В отличие от молодых людей, которые могли бы мечтать о будущем, Барон живёт своим прошлым, видя в нём лучшие дни своей жизни.

Новый обитатель ночлежки, странник Лука, чувствует необходимость сглаживания жестокой правды сладкой успокаивающей ложью. Лука возбуждает в людях, готовых притерпеться ко «дну», беспокойство, он стимулирует их душевную энергию. В отношении с Анной, Наташей, Пеплом, Настей, Клещом, Актёром, Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно подспудно зрело в их душах. Лука обещает умирающей Анне, что на том свете мук никаких не будет – «Отдохни там!», Актёру внушает, будто в одном городе устроена лечебница для пьяниц, Пеплу рассказывает про «хорошую сторону Сибири», куда тому с

Наташей впору отправиться. У Луки нет веры в людей; для него все они одинаково несчастны, слабы, жалки, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгаю!

т…». Луку нельзя обвинить в отсутствии доброты, мягкости, милосердия к несчастным: он идёт к жертвам жизни, к «униженным и оскорблённым», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука стремится всех примирить и успокоить, он поддерживает радужные иллюзии окружающих людей.

Но сострадательный гуманизм уки никому не помог. Ложь Луки действует недавно: правда познанная человеком, снова приводит его к разочарованию, но хотя бы короткий отрезок времени он будет чувствовать себя человеком.

Позиция автора, его мнение о человеке и правде отражаются в словах Сатина. Горький не смог найти более подходящего, более «положительного» героя во всей пьесе, которому можно было бы доверять своё мнение. Сатин говорит о том, что человек – «выше всего», главнее всего, что он свободен от всего и не нуждается ни в чём: ни в любви, ни во внимании окружающих, ни в сострадании, ни в других подобных чувствах. Они только связывают его, мешают ему двигаться вперёд, к совершенству, а жалость и, следовательно, сострадание могут только «усыпить» человека. Жалость усыпляет бдительность людей, обещая им лёгкую жизнь в будущем, и этим мешает бороться за эту лёгкую жизнь. Сатин считает, что человек достоин только правды. Лишь она способна заставить его осознать весь ужас положения, постараться изменить жизнь к лучшему.

С этим, конечно, трудно не согласиться. Но существуют жизненные ситуации, когда правда может и убить человека. Она может навредить обитателям ночлежки. Они уже настолько задавлены страшной действительностью, серой, никчемной жизнью, что лишние упоминание о ней ещё более их угнетает.

Несмотря на пламенные высказывания Сатина и на мнение автора, после прочтения пьесы не каждый согласиться с Горьким. Люди имеют собственные суждения о человеке, о степени его значимости, о том, нужны ли ему такие чувства, как любовь, жалость, вера, надежда, ненависть, сострадание. Одни, может быть, согласятся с автором, считавшим, что все эти чувства сковывают движение к совершенству, другие решат, что жизнь без них

пуста, лишена духовной основы, что есть что-то иное, выше человека. Как бы то ни было, пьеса «На дне» и заключённый в ней спор о человеке является своеобразной ступенью к пониманию человека.

Фактического ответа на вопрос автора: «Что лучше: истина или сострадание?» – в ней нет. Мне кажется, что ложь во спасение необходима. Лука старается дать колеблющимся людям хоть какую-то надежду. Он утешает их, успокаивает, несёт хоть и небольшое, но облегчение обитателям «дна». Все же остальные тянут жизнь… и грешат, грешат, грешат. А человек живёт надеждой!..

Из первой ремарки в пьесе «На дне» мы представляем, что на улице весна, всё кругом расцветает, и вокруг … ночлежка.

Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то ёще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать. Эти люди живут вместе, похоже, давно.

Положение на «дне» общества объединяет их, но хуже другое - между ними нет согласия, взаимопонимания. Здесь царит неуютная атмосфера - постоянная ругань, издевательства друг над другом. Становится понятно, что так жить нельзя, нужно что-то менять.

Изображение этих людей, мнений и страданий, выпавших на их долю, и есть социальная суть драмы. Но основная задача пьесы – решение философской проблемы: можно ли правдой душу вылечить? Но Горький однозначного ответа на этот вопрос не даёт.

Различные позиции по этому вопросу представляют Лука и Сатин. Лука – странник, «проходящий» человек. Он появляется в ночлежке в первом акте и сразу примирительно говорит: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха …» Лука относится ко всем очень мягко, старается предупредить конфликты. Впрочем, ему также присуща некая ирония.

Когда Медведев говорит, что не знает его, он отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась ...».

Лука не только предупреждает, конфликты он старается словами помочь окружающим, облегчить их участь. Для каждого находит Лука доброе слово, каждого утешает. Анну он убеждает в том, что есть загробная жизнь, что там нет мук, - один лишь только покой. Актера он уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства, и указывает путь ему, Ваське Пеплу объясняет, как можно начать новую жизнь, честную и порядочную, расстаться с прозвищем «вора, сына вора». Причем Лука не просто говорит человеку то, что ему нужно, а убеждает его в возможности исполнения этого. Позиция Луки – сострадание, поддержание в людях веры в справедливость. Но часто, как мне кажется, он прибегает ко лжи, и это идет вразрез с позицией сатина. Для объяснения своего поведения Лука рассказывает притчу о праведной земле. Речь в ней идет о человеке, который

всю жизнь верил в существование праведной земли, а, потеряв эту веру, повесился. Лука хочет доказать этой притчей необходимость «навеять человечеству сон золото!

й», вселить в людей надежду.

Тем самым он как бы признаёт человека слабым, нуждающимся в поддержке. Это также отвергается Сатиным. Есть в воззрениях Луки и чисто гуманистическая сторона. Она раскрывается в истории с мужиками, которых он приютил зимой на даче. Он

подружился с этими людьми и назвал их «хорошими мужиками». А если бы, по его словам, он не пожалел их, они могли бы его и убить.

Позиция Сатина почти во всём противоположна позиции Луки. Единственное, в чём они согласны, так это в том, что надо уважать человека, что человек – самое главное. Сатин произносит эти слова и тут же повторяет их. Уже цитируя Луку. Но в остальном… Сатин говорит: «Я – понимаю старика…. Он врал… из жалости к вам». «Понимаю», но не «поддерживаю» - сказал он.

Резче всего Сатин выступает против лжи: «Ложь – религия рабов и хозяев…. Правда – бог свободного человека!» Сатин понимает Луку: «Кто слаб душой… и кто питается чужими соками, - тем ложь нужна…». Однако не оправдывает ложь.

Сатин выступает и против сострадания вообще: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Как же автор отвечает на поставленный философский вопрос? Как уже сказано, однозначно Горький не может ответить.

Впрочем, ответом можно считать, например, ремарку в начале четвертого акта: «Обстановка первого акта…» Дальше описаны всевозможные разрушения, произошедшие в ночлежке. Значит, судя по всему, автор отвечает на свой вопрос в пользу правды,

а не сострадания, хотя прямо об этом не говорит. Однако он не отрицает пользу сострадания вообще, а только ложь во имя сострадания.

Пьеса «На дне» интересна, как попытка решить философский вопрос, который каждый решает по-своему, «можно ли правдой душу вылечить?»



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное











Система Orphus

Удачи тебе в просвещении! Сайт «SLOVO.ws» рад помочь тебе в обучении, однако старайся сам выполнять домашние задания. Помни, что «самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно же приобретаемых знаний».

Не отчаивайся, если ты забыл суть литературного произведения! В разделе «Содержание» обнаружишь для себя приятный бонус в виде 700 кратких содержаний произведений русской и белорусской школьной литературы. Краткие содержания литературных трудов можно искать как по фамилии автора, так и по названию произведения.

Последние обновления:
  • 566 решебников
  • 10 решебников
  • 620 топиков по английскому языку
  • 25 белорусских решебников
  • Большая коллекция рефератов


 
гдз по алгебре, сочинения по литературе, биографии писателей Copyright © 2006-2014
Хостинг: пока устраивает
[copyright] - red [гав] slovo.ws