Сочинение по литературе. Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина

Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим видам чувств. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества - южный период. В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы.

В поэме"ЦЫГАНЕ"два необычайных героя -Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный - молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь - это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к

Земфире. Поэт говорит, что нельзя лишать жизни другого человека. ...Оставь нас добрый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним

Не нужно крови нам и стонов

Но жить с убийцей не хотим...

В "Бахчисарайском фонтане"Пушкин тоже выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану. Кроме южных поэм Пушкин написал очень много небольших стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина-это разгул на пиру жизни. Любовь у Пушкина-это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Стихотворение"Я вас любил..."отражает эти убеждения Пушкина:

Но пусть она вас больше не тревожит

Я не хочу печалить вас ничем...

Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.

Как дай вам бог любимой быть другим...

Он желает ей всего, чего желал бы себе в её положении. Эти строки свидетельствуют об отношении Пушкина к любви, которое выражается также в стихотворении"К***".Стихотворение "Керн"Пушкин написал в Михайловском, где он встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых. Пушкин очень романтично показывает образ своей возлюбленной:"чудное мгновенье","гений чистой красоты".Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее создать образ своей возлюбленной.Наступили тяжелые годы изгнанья:

...Тянулись тихо дни мои.

К новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:

И сердце бьется в упоенье...

Слезы, любовь, вдохновенье - вот спутники подлинной жизни Пушкина. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущения. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое состояние души - когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил, Второе состояние в момент душевного угнетения воспоминание утрачено.Третье-красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами. Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, воплощающие в себе ощущение жизненно полноты.

Пушкин был сам щедр на дружбу, поэтому он всегда имел много друзей, которым посвятил стихи. Стихотворение "И.И. Пущину" было написано Пушкиным в Михайловском. Пущин был первым человеком, который навестил поэта в ссылке, не смотря на запрет. Пушкин нежно отзывается о друге:

...Мой друг бесценный

После окончания лицея выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те годы, когда Пушкин был в ссылке, он не раз присылал друзьям свое приветствие, поэт сердечно обращается к бывшим лицеистам, говорит об их дружбе. Многие стихи Пушкина согреты нежностью, чувством любви к друзьям. Это мы видим в стихотворении"октября 1825 года".Поэт не любил богатое общество, ему приятнее был тесный круг друзей. Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума, любовь к искусству. Такая дружба самая высокая, самая глубокая.

Такое высокое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства любви и дружбы.

Лев Толстой сказал о Есенине: “Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души”. Эти слова в полной мере можно отнести и к пушкинской поэзии. И не только к поэзии — ко всей жизни Пушкина. Все, кто попадал в магический круг общения с великим поэтом, наделялись сокровищами его души; он обладал огромным духовным богатством, которое щедро раздавал.

Круг настоящих друзей Пушкина (не случайных знакомых!) необычайно обширен и разнообразен. Сам поэт — разносторонняя, многогранная личность, и его друзья представляли собой людей “с лица необщим выражением”. Среди них Жуковский, Карамзин, Баратынский, Вяземский, Гоголь. Искусство соединило его с людьми разных поколений: Карамзин был старше Пушкина на 30 лет (хотя писатель не являлся близким другом Пушкина, он принимал живое участие в его судьбе, ценя пушкинский талант), Гоголь был младше Пушкина на 10 лет. Но то, как Пушкин относился к своим собратьям по перу, — в высшей степени удивительно и великолепно. Он не считал их своими соперниками, он восхищался каждой чужой удачной строчкой. Если в стихотворении была хоть капля таланта — он принимал его с восторгом. Пушкин совершенно искренне сравнивал свой поэтический дар с даром Кюхельбекера: “Мой брат родной по музе, по судьбам!” А Дельвига он готов поставить выше себя:

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши,

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво...

В посвящении Дельвигу Пушкин писал:

...вздохну в восторге молчаливом,

Внимая звуку струн твоих.

Вот еще свидетельство того, насколько Пушкин был лишен творческой зависти и тщеславия и как он умел восторгаться успехами других: “Что за прелесть эта Эда! Оригинальности рассказа наши критики не поймут. Но какое разнообразие! Гусар, Эда и сам поэт, всякий говорит по-своему. А описание лифляндской природы! а утро после первой ночи! а сцена с отцом!” — чудо! — так оценивал поэт произведение Баратынского.

Эти же дружеские чувства обнаруживаются в письме Плетневу по поводу альманаха “Северные цветы”: “Я дал в них Моцарта и несколько мелочей. Жуковский дает сказку. Пиши Баратынскому, он пришлет сокровища”.

Пушкин сам любил “упиваться гармонией своей или чужой”, главное — насладиться прекрасными творениями, ему было не важно, кому они принадлежат. Пушкинская удивительная распахнутость навстречу родственным ему душам, душевная щедрость, скромность видны и в оценке поэзии Жуковского:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумчивая радость.

Пушкин был бунтарем, потому что был гением. Принято считать, что декабристы повлияли на поэта, у них он позаимствовал идеи о свободе, равенстве, братстве. Но не только разговоры друзей-декабристов, но и чтение книг, и собственные размышления, философский поиск сформировали мировоззрение Пушкина. Пушкин был самостоятельным мыслителем. Он, как поэт, как гений, как личность, словно магнитом притягивал к себе людей. Он дружил с Чаадаевым — совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. “Ты был целителем моих душевных сил”, — скажет о нем Пушкин. Между ними была дружба ума и чувств: два интересных друг другу человека, два мыслителя, две стихии сталкивались между собой, спорили, обогащались интеллектуально.

Пушкин прекрасно чувствовал в людях и поэтический талант, и ум. После встречи с Пестелем он записал в своем дневнике, что это умнейший человек, какого он только видел. Поэт оценил значение Пестеля в декабристском движении:

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн.

В “Арионе” Пушкин публично заявил о своем месте “на челне”, о своей дружбе с декабристами: “А я — беспечной веры полн — пловцам я пел...” Он помянул их в стихотворении “19 октября 1827”: “Бог помочь вам, друзья мои...” Поэт делал все, что мог, чтобы помочь декабристам в ссылке. Беспрестанно напоминал о них Николаю I. А встреча с осужденным Кюхельбекером около Боровичей, когда Пушкин кричал и грозил фельдфебелю, что напишет царю, если тот не даст ему проститься с другом и дать ему на дорогу денег! Потом Пушкин пытался напечатать стихи Кюхельбекера... С самой надежной оказией — с женами декабристов — полетели в Сибирь к “преступникам” страстные и теплые послания Пушкина. Там прочитал адресованное ему стихотворение Иван Иванович Пущин.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Пущин и Пушкин. Они были совершенно разными — лед и пламень, но дружба их была прекрасной: искренний, бескорыстный, огненный Пушкин и кристально чистый Пущин. “Тот, кто любит Пущина, тот уж непременно сам редкий человек” — так сказал о нем Рылеев. Пущин отказался от заграничного паспорта и возможности скрыться после поражения декабристского восстания. Это человек, перешедший из гвардии в Московский надворный суд, для того чтобы воплощать в жизнь идеи декабристов. Он организовал на каторге артель — денежную казну в помощь нуждающимся товарищам. Проведя в Сибири тридцать один год, он возвратился после амнистии в Россию, ничуть не изменив своим принципам. Вот что такое Пущин, вот что такое “положительно прекрасный человек” в числе ближайших друзей Дельвига, Кюхельбекера, Глинки. Белинский писал: “Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Эту эпическую норму воплощали в себе и люди, окружавшие поэта. Пущин не побоялся посетить ссыльного поэта в Михайловском, а когда Пушкина убили, написал: “Если бы я был на месте Дантеса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России”.

Когда в 1820 году Пушкину грозила опасность ссылки в Сибирь или в Соловки, Кюхельбекер встал на защиту друга — публично выступил с чтением стихов, в которых царские угрозы назвал шипеньем змеи. Кюхельбекера спас Дельвиг: отдал ему свое место при богатом вельможе, уезжавшем за границу. Примеров самоотверженной дружбы и взаимовыручки можно привести множество. Лицейское братство стало легендой:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен...

Пушкинские стихи к лицейским годовщинам являют собой образец настоящего культа дружбы, верности своей молодости. Сам поэт глубоко переживал разлуку с друзьями: “Печален я — со мною друга нет”. И он сочувствует тому, кто будет когда-нибудь один, “в пустыне, встречать их праздник...”. О том, какое место занимают друзья в сердце поэта, очень точно свидетельствуют строки:

И в жизни сей мне будет утешенье:

Мой скромный дар и счастие друзей.

Но не меньшее место в его сердце и стихах занимает любовь к женщине. Поэт утверждает: “Любовь одна — веселье жизни хладной”. И сейчас неважно, каким адресатам посвящены строки чистого пламени, а важно то, как говорит поэт о женщине: “божественная”, “твои небесные черты”. Это обожествление образа любимой с особой силой звучит в торжественном сонете:

Исполнились мои желания,

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Любовь составляет основу души поэта — “и сердце любит оттого, что не любить оно не может”. И мы до сих пор восхищаемся пушкинскими шедеврами, гимнами любви, будь то наполненное счастьем встречи с возлюбленной послание к Керн или трогательное нежное прощание “Я вас любил: любовь еще, быть может...”. “Вы знаете, друзья, могу ль на красоту взирать без умиленья, без робкой нежности и тайного волненья” — так поэт сказал о причине возникновения своего чувства. Его лирику называют энциклопедией любви и чувств. Пушкинская страсть передается каждому читателю — “Любимая — жуть! Когда любит поэт, влюбляется бог неприкаянный” (Пастернак).

Читая стихи Пушкина, мы действительно чувствуем запечатленные в них “сокровища его души”, чувствуем красоту этих сокровищ.

В. Г. Белинский писал, что чувства любви и дружбы явились непосредственным источником “счастья и горя”, составлявших мироощущение Пушкина. Неотъемлемой частью его лирики на протяжении всей творческой жизни станет тема дружбы.

Друзья юности вплоть до 1837 года будут играть немаловажную роль в судьбе поэта. Лицейское братство, основанное на идеалах “вольности святой”, патриотической любви к “отчизне”, как писал А. С. Пушкин в стихотворении “К Чаадаеву” 1818 года, было овеяно анакреонтическими мотивами, эпикурейской философией наслаждения жизнью в гармонии “любви, надежды... славы”, в единстве духовного и физического.

Меняются времена, Царскосельский лицей позади, “юные забавы” исчезают, “как сон, как утренний туман”. Но дружеские узы, основанные на идее служения Родине, на романтических идеалах свободы и чести, нерасторжимы. Теперь за стенами лицея слышны “души прекрасные порывы”, ярче определяются декабристские мотивы.

Вера в звезду “пленительного счастья”, которой не было чуждо юношеское тщеславие, стремление “нетерпеливою душой” к громкой и яркой славе, которой суждено родиться на “обломках самовластья”, — объединяла бывших лицеистов.

Восторженное, полное романтического идеализма, пылкого пафоса послание “К Чаадаеву” как нельзя лучше передает настроение дружеского братства.

Но вот уже совсем по-иному звучит стихотворение “19 октября” 1825 года, написанное в ссылке в Михайловском. Здесь превалирует мотив одиночества:

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую забыл бы я разлуку...

Я пью один...

Воспоминания о прошлых счастливых днях лицейского шума и забав уже полны грусти и тоски по ушедшему. Многих сейчас нет и “на брегах Невы”: умер Н. А. Корсаков “под миртами Италии”, “кудрявый наш певец”; “чужих небес любовник беспокойный” Ф. Ф. Матюшкин проходит “вечный лед полунощных морей” — многих нет, но лицейское братство несокрушимо:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как дута, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Лицейское братство есть высший идеал, который поэт хранит в своем сердце. Святость дружеских уз приводит в “поэта дом опальный” Пущина, Горчакова, Дельвига — вопреки всему они те же “для чести и друзей”. Это единственная “сладкая отрада”, которая может скрасить “изгнанья день печальный”. Той же теме посвящено стихотворение 1826 года “И. И. Пущину”.

Дружба — вот непреходящая и непререкаемая ценность. Поэт надеется, что она “дарует... утешенье” сосланному в Сибирь “бесценному” первому другу, как когда-то его “появление” скрасило одиночество Пушкина в Михайловском. Автор свято верит в то, что голос его озарит “заточенье”, так как несет в себе свет “лицейских ясных дней”, воспоминания о беззаботных временах юности, когда зарождалось священное чувство дружбы.

Следуя велению сердца, стараясь поддержать сосланных декабристов своим поэтическим словом, Пушкин все же не полностью соглашается с их идеями. Явственно это проявилось в стихотворении “Арион” 1827 года. Поэт не отделяет себя от многочисленных пловцов: “Нас было много на челне...”, но вместе с тем Пушкин дает понять, что он — всего лишь поэт, певец собственных гимнов, и не упирал “в глубь мощны веслы”. И тем не менее “вихорь шумный” политических интриг как для многих декабристов — друзей поэта, так и для него самого стал источником скитаний и ссылок. Только для поэта итогом их стали Одесса, Кишинев и Михайловское, а для многих декабристов — Сибирь.

Именно на сибирские рудники было отправлено вместе со стихотворением “И. И. Пущину” послание “Во глубине сибирских руд...” 1827 года. При расхождении социально-политических взглядов с декабристами поэт остается верен дружеским узам. На первый взгляд, полное гражданского пафоса стихотворение — не что иное, как яркий пример свободолюбивой лирики поэта. Данное произведение в первую очередь — дружеское послание декабристам, товарищам поэта; попытка ободрить, уверить каторжников в том, что “придет желанная пора”:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут, —

будет восстановлена справедливость, вознаграждено “душ высокое стремленье”. Поэт не скрывал своей принадлежности к опальным мятежникам — его “свободный глас” стремился в каторжные норы.

Таков идеал романтической дружбы, который зародился в стенах лицея, которому служили декабристы, которому был верен сам поэт.

Но сколь безгранично А. С. Пушкин был предан дружбе, столь же страстно и беззаветно поэт служил любви. Он с трепетом относился к каждому новому увлечению и всякий раз был полностью поглощен захватившими его чувствами.

В 1825 году в Михайловском Пушкин написал стихотворение “К***” (“Я помню чудное мгновенье”), адресованное А. П. Керн.

В этом восторженно-мелодичном, вдохновенном любовном послании прослеживаются элементы биографии поэта: петербургские чудные мгновенья влюбленности и беззаботности, скрасившие тревоги “шумной суеты”, рассеялись под порывом “бурь мятежных”. Глушь и мрак заточенья в Михайловском озарились — лишь появилась “гений чистой красоты”, “мимолетное виденье”. Восторженная влюбленность может заставить сердце поэта биться “в упоенье”, воскресить “и вдохновенье, и жизнь, и слезы...”. Любовь у Пушкина, как и дружба, — основа основ, возрождающая к жизни.

Одним из наиболее ранних адресатов пушкинской лирики стала М. Н. Раевская, с которой поэт познакомился еще в период южной ссылки. Ей посвящено стихотворение “На холмах Грузии...” 1825 года.

Автор провозглашает здесь самоценность любви как чувства, которое полностью захватывает человека, — и не подчиниться ему невозможно:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Это светлое, благодатное чувство, и оно всегда будет таким для поэта. Воспоминания о любви пусть печальны, но они полны света и мира, их “ничто не мучит, не тревожит”.

Мотив печального успокоения и нежных воспоминаний о великом и сильном чувстве, равных которому, быть может, уже любимая не встретит, прослеживается в стихотворении “Я вас любил...” 1829 года. Полностью лишенная эгоизма, безмолвная и безнадежная любовь лирического героя имеет своей целью лишь стремление сделать счастливой возлюбленную. Поэт послушно принимает томления ревности как свой удел. Его чувство нетребовательно, искренне и нежно.

Время течет, огонь страсти постепенно отгорает. Последним адресатом пушкинских стихов стала Наталья Николаевна Гончарова — возлюбленная и жена поэта.

К умиротворенному, кроткому семейному счастью поэт шел сквозь пыл страсти роковых увлечений Петербурга, романтических встреч периода ссылок. В 1830 году он венчается с Натальей Николаевной и в том же году пишет посвященный ей сонет “Мадонна”. Предел желаний Пушкина — “чистейшей прелести чистейший образец”.

Судьба готовит ему тревожный, гибельный удел, но сейчас поэт стремится к миру и покою “в простом углу” своем.

Идеалы любви и дружества с течением времени неоднократно переосмысливались А. С. Пушкиным, менялось восприятие их сквозь призму личностных переживаний, но они тем не менее не переставали занимать в сознании поэта превалирующего места и оказывали основополагающее влияние на формирование и развитие поэтического образа А. С. Пушкина.

Пушкин...! Когда вспоминаешь этого замечательного поэта, перед тобой возникают тирады стихов о любви и дружбе, чести и Родине, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже более 100 лет люди обращаются к его поэзии, находя в ней отражение своих мыслей, чувств и переживаний. Я люблю поэзию Пушкина. Да ее и невозможно не любить. Самый строгий читатель найдет для себя в ней что-либо близкое, потому что она многогранна. Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова, это был человек, страстно отзывающийся на все живое, человек высокий и благородный.

В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать певцом этого благородного чувства. Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений. Очевидно, истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в

каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много друзей, и близких, и не очень близких. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей - от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но, прежде всего, символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений "К Чаадаеву" (1818 год). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов. Пушкин не только любит и ценит своих друзей, но и не забывает о них и тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими и опасными неприятностями. Пушкин на глазах жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера. Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая, где был бы он 14 декабря, не колеблясь, отвечает: "С друзьями!" Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности И.И. Пущин занимал особое место. Он не был поэтом, как Дельвиг - или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца. Память о ночных разговорах с другом остается в сердце поэта на всю жизнь и придает особый тон их отношениям. Правда, виделись друзья после окончания лицея очень редко и мало, но оба они всегда рвались друг к другу. Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он очень тяжело пережил эту весть. С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину: "Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой дом уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней". Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих до предела сжатых словах! Каждая стока полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная. Дружба - одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении "19 октября" 1827 г." Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе: "Бог помощь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море, и в мрачных пропастях земли..." Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Тема любви в творчестве Пушкина - это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19- тилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы... Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу "Евгения Онегина", а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне ("Я помню чудное мгновенье"), - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта - источник жизни и радости, стихотворение "Я вас любил" - это шедевр русской поэзии. На его стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства

ВСТУПЛЕНИЕ.

Знание эпохи, в которую жил писатель, его биграфии и мировоззрения помогает понять

его творчество. Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение-

значит соотнести нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью.

Идейное богатство, эстетические ценности классического произведения русской литера-

туры становятся достоянием только такого человека, который подготовил себя к восприятию содержания во всей его полноте.

Основоположник русской критики В.Г.Белинский видел, например,величие Пушкина в том, что в его художественном творчестве"отразилась вся Русь,со всеми её...стихами,всё разнообразие, вся многосторонность её национального духа." Да и сам Пушкин считал одной из основных черт художника его способность откликаться на все явления жизни. То же самое можно сказать и о /имя писателя/ и о его замечательном произведении /название произведения/...

+

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Произведение /название/ гуманистично."Писатель, в какую бы эпоху он ни жил, является

членом общества, гражданином своей страны. Писатель, если он только одарён творческою силою создавать собственные образы, воспитайся прежде, как человек и гражданин земли своей, а потом уже принимайся за перо!.." - справедливо писал Гоголь. Художественное произведение, в том числе и /название/, воздействует одновременно на ум и чувства. Оно вызывает радость, восторг, волнение, чувство гнева, протеста, неудовлетворенности... Сила его в том, что оно учит образно мыслить, видеть

прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.

Писатель /имя/ -гуманист, ибо главное в его творчестве - Человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Мы благодарны писателю :

он учит нас потребности творческой деятельности, бороться с тем, что мешает жить разумно и красиво, учит восприятию общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых национальных духовных сокровищ.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.