ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 6. Нравственность как общечеловеческое явление

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 6. Нравственность как общечеловеческое явление

«У каждого — своя мораль»

Во все времена нравственность старалась посеять в душе человека «разумное, доброе, вечное». Только каждая эпоха, народ, социальная группа понимали это по-своему.

Первобытное общество, например, регулировало свою жизнь с помощью жестких запретов (табу), исполнение которых поддерживало коллективную жизнь, но не служило возвышению личности. Затем постепенно стали складываться обычаи и традиции, которые люди выполняли потому, что «так поступают все», не задумываясь о том, хороши эти обычаи или плохи. Традиционная нравственность в первобытном обществе была патриархальной и определялась господством мужчины над женщиной и детьми, а также старших над младшими.

В феодальную эпоху господствующий слой общества — феодалы — исповедовали свои представления о справедливости, выгодные прежде всего для себя и отличные от тех, которые были у простого

 

народа. Но в то же время на честное слово дворянина всегда можно было положиться, почтительное отношение к женщине и представления о нравственном благородстве были выработаны именно в «высшем обществе». С установлением господства буржуазии эквивалентом нравственных отношений стали деньги, а важнейшими добродетелями — трудолюбие и честность, с помощью которых эти деньги должны были добываться. С этой точки зрения беспечная щедрость и безделье аристократа представлялись для буржуа ужасными пороками. Впоследствии советское общество с его идейностью и коллективизмом противопоставило свои ценности буржуазному индивидуализму и корыстолюбию и, в свою очередь, само подверглось критике за «стадный» и «несвободный» характер своей морали.

Как видим, даже беглый очерк нравственных систем, выработанных человечеством, показывает: что представлялось обязательным для одних, казалось неприемлемым для других. Это говорит о том, что история человечества полна не только вооруженных 'конфликтов, но и духовного противостояния различных «видов добра», сторонники которых обвиняли друг друга в «безнравственности». Однако для каждой эпохи был характерен свой особый уровень моральности, когда народ, социальная группа были способны оценить высокий моральный уровень своего противника, его честность и искренность, даже если их убеждения в корне расходились. Значит, уровень моральности может быть определен по каким-то универсальным критериям. И, несмотря на все разногласия конкретных людей, существуют какие-то нравственные истины, которые и проявляются в опыте человечества.

Простейшие нормы человеческого общежития

Как бы ни отличались «разные морали», есть некоторые простейшие представления, не разделяя которые невозможно быть принятым в человеческое сообщество. Совместная жизнь предполагает ограничение личного эгоизма, отказ от посягательств на тело, душу и интересы других людей," а в идеале — взаимопомощь и взаимопонимание. Поэтому простейшее нравственное соображение состоит в том, что

 

есть вещи более важные, чем корыстные интересы индивида. Каждый из нас понимает ценность общения с людьми, важность своего признания с их стороны, которые возможны тогда, когда отношения не строятся по «закону джунглей» (кто сильнее, тот и прав). Чтобы общество было обществом, а не стадом, в нем должны действовать правила, позволяющие каждому человеку ощутить себя значимым и защищенным. Поэтому универсальными стали нормы: «не убивай» (защита жизни), «не кради» (защита собственности), «не лги» (защита от манипуляций сознанием). Их выработали все человеческие коллективы независимо друг от друга.

Чувство межчеловеческой общности поддерживается не только нормами, но и обобщенными принципами, например принципом коллективизма. К числу важнейших, разделяемых всеми народами установок относится патриотизм (от слова pater — отец). Любовь к земле отцов (Бацькаушчыне) символизирует и связь поколений, и неразрывность людских судеб с судьбой их Родины. Той же цели поддержания взаимопонимания и единства служит выработанный в незапамятные времена принцип трудолюбия, ибо тот, кто не работает, перекладывает тяготы жизни на других.

Простейшие правила нравственности налаживают совместную жизнь людей и позволяют им тратить силы на нечто большее, чем борьба за существование. Универсальный исторический опыт человечества отлился в «золотое правило нравственности»: относись к

 

другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе. Если главная задача морали, как мы говорили, сделать человека Человеком, то логично, что для всех нравственных систем стало принципом: надо относиться друг к другу «по-человечески».

Общность нравственных переживаний

Сколь ни различны наши нравственные представления, мы фиксируем их в одних и тех же моральных понятиях. Во всех языках есть слова: добро, долг, совесть, ответственность, честь, достоинство,— хотя их можно наполнить разным содержанием. (Так, есть «честь» девичья, а есть воинская. Само же понятие «чести» в любом случае обозначает заслуги личности, достойно представляющей свою социальную группу, будь то девушки или воины.) Основные понятия морали образуют совокупность взаимосвязанных идей, выражающих нравственную реальность, которая устроена определенным образом и не является изобретением отдельных людей.

Нас роднят не только моральные понятия. Может быть в еще большей степени способствуют взаимопониманию между людьми нравственные чувства. Живой организм способен чувствовать чужую боль,

 

психологически мы способны поставить себя на место другого, «войти в его положение». Сочувствуя, мы не только разумом, но всем сердцем осознаем то, как именно надо относиться к другим людям. Если человек невнимателен к нуждам окружающих, мы называем его «бессердечным» и говорим, что это безнравственный человек, хотя он не совершил пока видимых преступлений.

То, по поводу чего мы испытываем чувство долга или чувство вины, зависит от воспитания и от конкретного случая. Но у людей всех времен и всех рас от стыда краснеют щеки, а чувство долга вызывает особую бодрость духа, готового преодолевать препятствия и соблазны. Внутреннее родство морального сознания всех людей позволяет человеку распознать нравственность в другом человеке: я не разделяю его нравственных представлений, но могу их понять. Точно так же мы отвергаем того, кто эксплуатирует близкие нам нравственные идеи в личных целях, т. е. говорит правильные слова, но не имеет нравственных убеждений.

Общность понятий и переживаний в области морали позволяет говорить о единой нравственной истории человечества, в которую все могут внести вклад, но никому не дозволено объявлять себя «избранным народом», «господствующей расой», «отдельно взятой страной». Это так же нелепо, как сказать: «я самый скромный». Мораль в принципе предполагает объединение и взаимопонимание как отдельных людей, так и их общностей.

Вектор нравственного развития

У каждой эпохи, народа, социальной группы есть «своя мораль», специфические представления о добре и зле, справедливости и долге. Однако все эти разнообразные нравственные системы имеют и много общего. Общечеловеческую мораль невозможно сформулировать «в чистом виде», хотя она является аспектом любой нравственной системы. Все они выполняли в обществе те функции, о которых уже шла речь, т. е. определяли меру гуманности, которая была доступна этому сообществу, воспитывали в людях способность понимать добро и на его основе регулировать свою жизнь. В результате за свою долгую историю человечество определило общий вектор своего нравственного развития.

 

Как известно, в физике вектор, с помощью которого задается, например, напряженность магнитного поля, не направлен к какой-то конечной цели, а показывает, что в каждой точке его пространства объект получает ориентацию. По аналогии нравственное развитие не предполагает какого-то финального совершенного состояния, к которому надо прийти. Зато в тот или иной период истории нравственность указывает направление наших стремлений, их гуманистическую ориентацию.

Нравственное развитие общества предполагает движение от низшего к высшему, от существующего, несовершенного, к должному положению вещей, к идеалу. Однако идеальная нравственная культура, как мы ее представляем на основе возвышенных теорий и на примере героических личностей, включает самые высшие образцы морального поведения. Реальная же нравственная культура, обычные для общества мотивы и поступки ориентируются на идеал, но не совпадают с ним. Все конкретные нравственные системы внутренне направлены на то, чтобы выразить идеальную общечеловеческую мораль в той форме, которая подходит к данному историческому периоду. Несоответствие между реальностью и постоянно развивающимися представлениями о совершенстве задает направление нравственному развитию человечества.

Выводы. 1. Общечеловеческое содержание нравственности проявляется через исторически различные нравственные системы. 2. Сходство структуры морального сознания и нравственных чувств способствует взаимопониманию между людьми, исповедующими различные представления о добре и зле. 3. Вектор нравственного развития задается нравственной культурой общества.

 

Словарь

Патриотизм — любовь к Родине, служение ее интересам. Трудолюбие — свободная потребность трудиться, увлеченность своим делом.

О 1. Какую роль в обществе выполняют простейшие нормы нравственности? * 2. Какие основные нравственные понятия вы знаете?

3. Что называется идеальной и что реальной нравственной культурой общества?

ПРАКТИКУМ ПОДУМАЙТЕ

  • Достаточно ли соблюдать 10 библейских заповедей, чтобы быть нравст венным человеком?
  • Достаточно ли «золотого правила нравственности» на все случаи жизни?
  • «Великий ум при отсутствии нравственных чувств — источник великих бедствий» (Д. Рескин). Приведите примеры таких людей.
  • Какой нравственный принцип отражают следующие группы народных пословиц?

а) «Дым Отечества ярче огня чужбины» (лат.). «Береги землю родимую, как мать любимую» (рус). «Добрая птушка у свае гняздо не паскудзщь» (бел.). «Кто где вырос, там для него и Багдад» (груз.).

б) «Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение» (адыг.). «Старик между молодыми тупеет: молодой между старшими умнеет» (казах.).

«Шануй старое, як дзщя малое» (бел.).

«Стариков уважай, сам доживешь до старости» (рус).

Выполните задание

Перечитайте свою любимую народную сказку. Какова ее «мораль»? Какими положительными качествами обладает ее герой? Видны ли в сказке черты именно «народной морали»? Присутствует ли в ней общечеловеческий элемент?

ПРИСЛУШАЙТЕСЬ

Нравственность — это разум сердца.

Г. Гейне

В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность.

А. Эйнштейн

Любовь к родине начинается с семьи.

Ф. Бэкон

 

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Ш. Монтескье

Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками).

Ф. М. Достоевский

Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человеческого и по мере сил своих способствовать этому.

В. Г. Белинский

Только поверив в недостижимое благо, мы можем приблизиться к благу достижимому.

П. Я. Чаадаев

Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтобы всем было хорошо».

Н. А. Добролюбов

Что можно прочитать

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. 8 3 т. М., 1997.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.