ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 12. Что такое религия?

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 12. Что такое религия?

Существующие точки зрения

В развитии мировой культуры, в ее многоликом пространстве особое место занимает религия. Нет на Земле этносов, наций, которые были бы не знакомы с религией. На протяжении истории менялись общественно-экономические уклады, на место одних вождей и царствующих династий приходили другие, от века к веку люди совершенствовали свой разум, развивали науку и технику, покоряли силы природы, пересматривали общественные ценности и воззрения на мир, но во все времена одним из факторов их жизни. оставалась религия.

Слово «религия» известно как верующим, так и неверующим.

Если вы спросите себя, что такое «религия», то, видимо, большинство ответит, что религия есть вера в Бога. Но тогда как быть с древнейшими формами религиозных верований? Ведь из истории вы знаете, что в таких первобытных формах верований, как фетишизм (вера людей в сверхъестественные свойства самых обычных предметов), анимизм (вера в духов и души умерших), магия (вера в то, что с помощью действий, которым приписывается сверхъестественная сила, можно добиться желаемых целей), Бога нет. К религиям без Бога относятся также и такие восточные религии, как буддизм, конфуцианство. Кроме того, представления о богах у различных народов в разное историческое время было многообразным и многоликим. Так, в древних культах Египта, Вавилона, Рима насчитывалось очень много «добрых» и «злых» богов (многобожие — политеизм). В древнеиудей-ской культуре появление образа единого Бога — Яхве (Ягве) положило

 

начало перехода от политеизма к монотеизму (единобожию). Возникновение в I в. н. э. в Римской империи христианства также привнесло в религию образ единого Бога, но имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого. В начале VII века н. э. в Западной Аравии возник ислам, основатель которого Мухаммед провозгласил, что существует только один Бог — Аллах. Еще раньше, чем христианство и ислам, в Индии в VI в. до н. э. возник буддизм, для которого свойственна вера в единого святого, основателя религии — Будду. Эти три религии — буддизм, христианство и ислам — являются мировыми религиями, так их называют потому, что они обращены ко всем людям, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Есть еще и национальные религии, последователями которых могут быть представители тех или иных наций (иудаизм, индуизм, синтоизм и др.).

Вы также знаете и о том, что внутренне многие религии неоднородны. Они расчленены на различные направления. Так, в христианстве это католицизм, православие, протестантизм, в исламе — шиизм, суннизм, в буддизме — хинаяна, махаяна, тантризм. И если добавить к этому многообразию современные религиозные новообразования (нетрадиционные религии), то в результате получим сложнейшие социальные явления, связанные с религией, которая является неотъемлемым элементом культуры.

Что же объединяет все вышеназванное многообразие религиозных форм и проявлений в единый, целостный элемент культуры?

Многие считают, что термин «религия» произошел от латинского слова religio, означающего благочестие, благоговение, святость. С точки зрения самих священнослужителей, религия трактуется как связь

 

(от лат. relegare — связывать, соединять), т. е. особое взаимоотношение человека со сверхъестественным началом, творцом. Они утверждают, что религия существует с момента появления людей и сопутствует всей истории человечества.

В философии с ее научным подходом насчитывается более сотни различных определений религии. Психоаналитик Фрейд, например, сводил религию к индивидуальному проявлению невроза. Философ Фейербах считал, что религия есть следствие отчуждения человеком своей сущности; «всякий бог,— писал он,— есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа». Для социолога Дюркгейма главным признаком религии является наличие чего-то священного, предмет которого почитаем, наделен особым моральным авторитетом. Карл Маркс рассматривал религию как фантастическое отражение господствующих над человеком сил.

Таким образом, очевидное многообразие суждений и мнений в истолковании истоков природы и причин религии, отсутствие общепринятого ее определения сегодня не позволяет нам в данном вопросе занимать однозначную позицию. Религия и все, что с нею связано, требует глубокого осмысления.

Религиозная вера

Выделяют три основных взаимосвязанных элемента религии: религиозное сознание (религиозная вера, религиозные идеи, представления, настроения, чувства), религиозный культ (религиозные действия: богослужения, обряды, ритуалы, посты, молитвы, праздники и т. д.), религиозные организации, связывающие служителей культа и верующих (религиозные учреждения, объединения, общины, секты, церкви и др.).

Какой из этих элементов является главным, фундаментальным, определяющим своеобразие религии как целостного явления культуры? Это, конечно, религиозное сознание, и в нем следует искать «минимум» религии. Но что отличает религиозное сознание от других форм духовности? Во-первых, убежденность в раздвоенности единого бытия на две реальности: мир земной и мир высший, потусторонний.

 

Во-вторых, вера в первозначность высшего мира и его приоритетную роль по отношению к земному миру. В-третьих, признание возможности взаимосвязи, взаимодействия, взаимообщения двух миров. Эти три основополагающие аксиомы представляют собой отличительную «опорную» точку религиозного сознания. Его своеобразие заключается в том, что мир сверхъестественного с его специфическими представлениями (духами, бестелесными существами, богами и т. д.) воспринимается верующими не просто как абстракции — вымыслы, а как живая реальность, существующая и действующая.

Она не противостоит человеку, но невидимыми связями пронизывает его плоть, дух, волю, чувства, эмоции, живет внутри человеческого «Я» в качестве его необходимой реальности, гораздо более важной и значимой, нежели вся другая действительность. Мир высший, потусторонний по-своему ощущается и переживается человеком, потому и называется сверхъестественным миром. Он сверхъестествен в том смысле, что не подчиняется законам физического мира, находится за пределами эмпирического, основанного на опыте, земного бытия и не доступен пониманию обычными чувственно-рациональными способами. Чем же было обусловлено «прорастание» религиозных представлений в глубинные пласты сознания, почему они получили такую яркую чувственно-эмоциональную окраску? Суть тут в особенностях религиозной веры.

Часто веру в сверхъестественное называют отличительной характеристикой религии. Действительно, религиозная вера отличает ее от всех других духовных явлений. Не случайно понятия «религиозный» и «верующий», «вера» и «религия» употребляются как взаимозаменяемые.

Вера как особое интеллектуальное чувство и определенное психологическое отношение к миру не является исключительной принадлежностью религии. Она свойственна всем без исключения людям, как религиозным, так и нерелигиозным. Люди верят в науку, разум, прогресс, коммунизм, верят в счастье, любовь, справедливость, в бессмертие, верят гаданиям, пророчествам и т. п.

Так в чем же заключается своеобразие религиозной веры? Прежде всего религиозная вера отличается от всякой иной тем, что ее объектом выступают представления (мысли-образы, понятия-фантазии) о потустороннем, природа которого коренится в сфере священного, таинственного, недоступного для постижения разумом обычного человека. Во-вторых, религиозная вера — это вера в реальное существование сверхъестественного мира и в возможность двусторонних отношений с ним. В-третьих, вера в реальность сверхъестественного проявляется в сознании в качестве личностно-психологической убежденности в абсолютной и безоговорочной истинности религиозных представлений. Таким образом, религиозная вера имеет дело со своеобразным знанием, не требующим дополнительных рассудочных

 

доказательств. Во многом по этой причине она так непоколебима, стойка и прочна.

На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций и т. д. Здесь присутствуют и рационально-чувственные элементы религиозной веры, но приоритетная роль принадлежит эмоционально-чувственному элементу.

На теоретическом уровне религиозное сознание представлено в форме систематического вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библия, Коран и др.), утверждается религиозными организациями в виде канонизированных формул (догматов). Содержание вероучения развивается в специальной отрасли религиозного знания — богословии, или теологии, которая включает апологетику, догматику. Вероучительные формулы и документы являются результатом переработки содержания обыденного сознания, но они, в свою очередь, оказывают сильное влияние на повседневные религиозные предствления, формулируя его в заданном религиозными организациями направлении.

Культовые действия и религиозные организации

Вера, религиозное сознание, как было уже сказано,— это главный, основной элемент религии. Кроме него, в структуру религии входят также религиозные действия и религиозные организации.

Религиозные действия могут носить культовый или внекультовый характер. Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или

 

Богом) с целью воздействовать на них. К ним относятся религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д.

Внекультовая деятельность имеет две стороны: духовную и практическую. К духовной относятся внутреннее самоуглубление, созерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения богословов. Практическую сторону внекуль-товой деятельности составляют всякие действия, направленные на внедрение, пропаганду и защиту религии.

Религиозные организации представляют собой систему учреждений, призванных регламентировать, контролировать и регулировать поведение и действия верующих данной конфессии (вероисповедания) и удовлетворять их религиозные потребности. Религиозные организации — форма упорядочивания совместной религиозной деятельности. Первичным организационным звеном являлась религиозная группа (община). В первобытном обществе религиозная группа совпадала с родом, племенем и т. п., в культовых действиях участвовали все члены общины. По мере развития социума постепенно в Древнем Египте и других ранних цивилизациях возникла особая категория людей по проведению культовых действий — жрецы, которые сформировали относительно самостоятельные организации служителей культа — жреческие корпорации. С возникновением христианства служители культа образовали особую организацию — церковь, которая взяла на себя функцию проведения всех религиозных действий.

 

Выводы. /. Религия — особое явление культуры, одна из важнейших форм восприятия человеком действительности и осмысления своего отношения к ней. 2. Специфику религии составляют мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой человека в существование сверхъестественных сил (Бога) и чувством связанности с ними и зависимости от них. 3. В развитых формах религия как социальное явление включает в себя религиозное сознание, религиозные действия и религиозные организации.

Словарь

Атеизм — безбожие, отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии.

Бог — высший предмет религиозной веры, сверхъестественное существо с необыкновенными свойствами и силами.

Богословие — то же, что и теология.

Вера — принятие чего-либо за истину, знание, перешедшее в убеждение.

Культ — религиозное поклонение.

Медитация — сосредоточенность в мышлении на каком-либо одном объекте (например, мыслях о Боге).

Религиозная вера — убежденность в существовании сверхъестественных сил.

 

Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога.

Теология (богословие) — учение о Боге, система религиозного вероучения.

О 1. Каковы отличительные черты религиозной веры, сознания? • 2. В чем заключается специфика религиозной веры, сознания?

3. В чем состоит особенность религии по сравнению с другими явлениями культуры

(наука, философия и др.)?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

1. Проанализируйте следующие подходы к пониманию религии и попытай тесь выявить их недостатки и достоинства:

а) «В самой общей форме можно дать такое определение религии: рели гия есть познание Бога и переживание связи с Богом» (русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков);

б) «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отраже нием в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс).

2. Знания — вера. Русский религиозный философ И. А. Ильин писал: «Полуобразованные люди слишком часто верят в «науку» так, как если бы ей было все доступно и ясно; и только настоящие ученые знают границы своего знания. Среди настоящих и великих ученых многие питали и питают живую веру в Бога: их взор не ослеплялся тем, что уже познано и добыто, но оставался прикованным к тайнам мироздания и скрытым в них богатствам... истинная ученость не уводит от Бога, а ведет к нему».

Исключают ли друг друга знания и вера? Назовите имена ученых, которые были религиозными людьми. Приведите исторические примеры конфронтации науки и ре-

Мировые религии

Буддизм (от санскритского слова «Будда», означающего «просветленный») — исторически первая мировая религия (наряду с христианством и исламом), возник в VI в. до н. э. в Индии. Наибольшее распространение буддизм получил на Дальнем Востоке, в странах Юго-Восточной и Центральной Азии.

Последователи буддизма считают, что появление данной религии было результатом просветления принца из царской семьи знатного рода Гаутама племени шакьев. Земная проповедь Гаутамы Шакья-Муни, или Будды, составила основу вероучения буддизма.

Христианство возникло в начале I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Оно включило в себя в переработанном виде некоторые элементы греко-римской и восточной религий, ряд идей философии античности. Последователи христианства считают, что, согласно Новому

 

Завету, основателем христианской религии является Иисус Христос (от греч. christos — помазанник, мессия). Основу христианства составляет учение об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа. Пострадав за грехи людей, он был распят правителем Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес и вознесся на небо. В будущем состоится второе пришествие Христа, который будет вершить «страшный суд» над живыми и мертвыми, даруя «вечную жизнь» праведникам, обрекая на адские мучения грешников.

Главной «священной» книгой в христианстве является Библия.

Ислам (арабск. покорность) возник в Западной Аравии в начале VII в. н. э. в период образования Арабского государства. Главным догматом ислама является признание единственного «истинного» Бога — Аллаха, от воли которого зависят все события в мире, как бывшие, так и будущие. Мусульманин обязан признавать «пять столпов веры». Первым из них является произнесение символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник божий». Далее, мусульманам предписано пять раз в день совершать молитвы (намаз), соблюдать пост, платить налог, совершать хадж (паломничество).

Основные положения ислама изложены в Коране (арабск. «караа», что значит — читать), содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Мухаммеду.

Задания

Подготовьте рефераты по темам: «Христианство», «Буддизм», «Ислам», а также: «Наука и религия», «Человечество в XXI в. и перспективы религии».

Проведите обсуждение проблемы «Мировые религии: общее и особенное в вероучении, культе, религиозных организациях».

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Религия это часть идеала в жизни человеческой.

Э. Ренан

Постоянное движение религии вперед в сближении ее с нравственностью. Если в богословии мнения изменяются, то убеждения людей относительно поведения неизменны.

Р. Эмерсон

V Все религии основывали нравственность на покорности, т. е. на добровольном рабстве.

А. Герцен

Религия и Законы пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги.

Д. Дидро

 

Что можно прочитать

Радугин А. А. Введение в религиоведение. М., 1996. Алпеева Т. М. Таинства человеческого бытия. Мн., 1997. Классики мирового религиоведения. М., 1996.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.