ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 13-14. Человек религиозный

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 13—14. Человек религиозный

Ситуативное обращение к религии

Чувство веры в сверхъестественные силы делает человека религиозным. Что это значит? Какими признаками он отличается от человека нерелигиозного, атеиста?

Кажется, что ответ на этот вопрос довольно прост. Религиозный человек — это тот, кто верит в сверхъестественные силы, Бога, а атеист — это тот, кто их отрицает. Религиозный человек в жизни во многом полагается на сверхъестественные силы, Бога, а атеист видит и понимает бытие как единственную в своей сути реальность и в жизни полагается на себя и собственные силы. Значит, главный признак/»еяи-гиозности человека — это его вера в сверхъестественные силы, что, собственно, и отличает его от атеиста, который ни во что подобное не верит. Однако часто ли мы в обществе встречаем людей, обладающих «чистым», «стерильным» атеистическим мировоззрением? В сознании большинства из нас так или иначе присутствует религиозный элемент, хотя он бывает и «запрятан» в глубинные пласты психики. В ситуациях же жизненных кризисов, потрясений, горя, беды, страданий и

 

т. д. даже у человека, считающего себя атеистом, могут проявиться элементы религиозного сознания. Он вспоминает Бога, мысленно обращается к нему за помощью, идет в церковь, ставит свечку, жертвует материальные средства и т. д.

Причины, по которым люди обращаются к религии, могут быть самыми различными.

Первущ группу составляют люди, у которых отношение к религии основываетсяла— чувстве страха получить возмездие за совершенные грехи, за содеянные преступления и неблаговидные дела и вере в то, что с помощью покаяния, раскаяния и других культовых действий мояцкщрбиться прощения при жизни и обеспечить бессмертие души.

Вторая группа исходит из чувства неудовлетворенности судьбой, ее коллизиями и ниспосылаемыми испытаниями и желания компенсировать неудачи земной жизни в вечной жизни после смерти. Здесь религиозность обусловлена своего рода «коммерческим» предложением: «не удалось насладиться бытием в этой жизни, в другой^ будет реванш».

Третья группа — это те, мотивы которых корнями уходят в потребность в утешении. Видимо, не случайным является тот факт, что горе и душевные страдания в подавляющем большинстве случаев вынуждают человека, считающего себя неверующим или даже атеистом, обращаться к религии.

Можно выделить и иные группы людей, у которых обращение к религии базируется на подражании другим, большинству, на любви и уважении к верующим родителям; основывается на традициях (верили отцы, предки, и я должен), на национальном чувстве и желании сохранить духовную связь со своей нацией и т. д.

Сегодня можно наблюдать, что ситуативное обращение к религии

часто зависит от того, какое место человек занимает в социальной структуре общества. Так, например, если в советском обществе религиозность воспринималась как нарушение нормы, а верующий человек обладал чуть ли не самым низшим социальным статусом, то сейчас существует «мода» на религиозность. Это вынуждает отдельных людей (особенно чиновников различных рангов, государственных и политических лидеров и их подчиненных) публично демонстрировать свою религиозную приверженность.

Особенность подобных и других людей, ситуативно обращающихся к религии, состоит в том, что за незначительным исключе-

 

нием их вера выражается не во внутреннем религиозном чувстве, в исповедании" тех или иных религиозных учений, а в чисто эгоистическом чувстве и уповании на то, что сверхъестественные силы могут и должны откликнуться на их просьбы и оказать помощь. Как правило, в большинстве таких случаев люди ориентированы на исполнение внешней стороны религии — посещение храмов, произнесение молитв, участие в культовых и ритуальных мероприятиях, поклонение иконам и т. д. Их вера ситуативна, проявляется от случая к случаю, зависит от конкретных обстоятельств жизни. Таких людей нельзя считать религиозными. Тогда возникает вопрос: а какой же человек может рассматриваться как религиозный?

Разнообразие форм религиозности

Понятие «религиозность» отражает качественное своеобразие духовного мира личности с точки зрения внутренней укорененности веры во все структуры ее сознания. Для человека она предстает мировоззренческим смыслополагающим принципом, обусловливающим его поведение и деятельность.

Религиозный человек тот, кто верит в реальное существование сверхъестественных сил, Бога, высшего, вечного, совершенного мира абсолютной справедливости, любви, добра, красоты, разума. Он верит в возможность контакта с этим миром, надеется перейти в этот мир после завершения земной жизни. С этой целью религиозный человек осознанно и с глубоким чувством и переживанием совершает культовые действия и предписания. Они занимают в жизни верующего особое место, поэтому большую часть своего земного времени он посвящает молитвам, медитациям, чтению вероучительных книг, исполнению таинств и т. д. Во всех случаях, независимо от конфессиональной принадлежности, религиозный человек рассматривает земную жизнь как временный подготовительный этап на пути к жизни вечной. Отсюда главная цель и смысл действий верующего —служение Богу (Абсолюту), приближение и приобщение к нему. Отсюда все формы жизнедеятельности человека ориентированы на претворение нравственно-этического религиозного Идеала.

Но это лишь самое общее описание религиозного человека. Как нет абстрактного человека, так и не может быть религиозного человека-аообдрГТёально существует, живет и действует конкретно исторический человек, религиозность которого обусловлена сово купностью социальных и культурных факторов, его инди видуальными особенностями сознания и психики, жизненного опы та итгд: - ¦ "

Сознание; поведение и действие религиозного человека были различными в разные исторические эпохи, в разных социокультурных регионах мира.

 

Сегодня в некоторых странах всевозможными политическими, идеологическими и социальными средствами предпринимаются попытки восстановить или укрепить господство одной религии над другой. В этой связи особенно важной становится проблема свободы совести. Свобода совести — право человека на свободный мировоззренческий выбор, право каждого человека на выбор любой религии или на безрелигиозные, атеистические воззрения. Оно закреплено в конституциях подавляющего большинства современных государств, в том числе и в Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, содержание сознания религиозного человека обусловливается, прежде всего, конфессиональной принадлежностью, но оно может быть и вне конфессии и представлять собой совокупность представлений, почерпнутых из различных религий, философии, науки. Религиозный человек в конкретном воплощении — это православный, католик, протестант, мусульманин, буддист, иудей и т. д. У них могут быть разные установки — от религиозной умеренности до фанатизма.

Конфессиональная принадлежность чрезвычайно важна для характеристики религиозного человека, но явно не достаточна, так как она не отражает уровень penMTHO3 HOCTH^ pee€ mrf«4 usue3 mTcmtr ::=' Wro- meTpd укорененности веры во все структуры сознания. Свойством любой веры (нетолъко религиозной) является то, что она в состоянии подавлять, «ослеплять» разум, жестко и однозначно определять волю, поведение и действие человека. Сознание, обусловленное такой верой, превращает верующего в религиозного фанатика. Религиозный фана-

 

тизм — это слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям, стремление неукоснительно следовать им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Сознание религиозного фанатика враждебно, летер-пимо, агрессивно по отношению к инакомыслящим, инаковерую-щим и, как правило, воплощается в насильственных действиях против них.

__Сл^д^ющий уровень религиозности отличает тех, yjcoro вера глубоко укоренена во все структуры сознания. Но вместе с тем нравственно регулирует формы их жизнедеятельностй7"В"" отличие от религиозного фанатизма такой человек^ убежден в истинности своей веры, но уважает инаковерцев, способен к диалогу с ними и мирному~взаимосуществованию. В данном случае главными призщь ками этого уровня религиозности являются не только вера в Абсолют, в Высшйй~мйр,"?ёчный мир Совершенного разума, Любви, Добра, Красоты, но и стремление (через культовые действия — молитвы, поклонение иконам, участие в совершении таинств и обрядов и т. д.) к воплощению высших ценностей в собственном поведении, в земных поступках.

К людям такого уровня религиозности можно отнести и верующих, религиозный опыт которых определяется семейными традициями, религиозным воспитанием, влиянием конфессиональных авторитетов и иными факторами. В своем подавляющем большинстве это многие приверженцы сект.

По мере укорененности веры можно выделить также группы людей с умеренной религиозностью. В их мировоззрении религиозный элемент присутствует^ но не является решающим. Такие люди верят в Бога, высший Разум, в бессмертие души. Вместе с тем эта мера веры не предполагает их обязательной конфессиональной принадлежности, строгого знания ими вероучительных систем и неукоснительного выполнения всех культовых действий и предписаний.

Психология верующего

Религия включает в себя, помимо догматов вероучения, также эмоциональное отношение верующих к Богу, к чуждым им силам, природным и общественным явлениям. Богословы считают, что рели-

 

гиозное чувство является врожденным и, по существу, непостижимым для разума, так как источник его лежит в Боге.

В действительности же нет никакого врожденного «религиозного чувства», отличного от других эмоций. Вам уже известно, что эмоции — это непосредственно переживаемое отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Поэтому и в религиозных верованиях присутствуют самые обычные человеческие эмоции, чувства. Но, будучи связанными с религиозными представлениями, они имеют соответствующую направленность (объект) выражения. Объектом эмоций религиозных людей служат сверхъестественные существа — Бог, дух, «нечистая сила». Страх или преклонение перед Богом могут возникнуть лишь у человека, верующего в реальное существование Бога как «творца мира». Иногда объектом религиозных чувств, эмоций могут стать реальные предметы («чудотворная икона», «святой» источник и т. д.) или человек («святой», «праведник» и т. д.). Однако это происходит только тогда, когда действительный предмет или конкретный человек наделяются сверхъестественными свойствами.

Религиозную направленность могут принимать самые разные эмоции-переживания (страдание, горе, презрение, страх, гнев, интерес, экстаз и т. д.). В этих случаях они выступают как «страх Господень», «радость общения с Богом» и т. д.

В переживаниях верующих важное место занимает эмоция страдания. В ней выражается отношение человека к сверхсильным воздействиям на его психику. Страдание может быть вызвано болью, холодом, жарой, голодом, ошибочными действиями, повредившими другим, мыслью о смерти, об отверженности. Человек чувствует себя в такие моменты несчастным, одиноким, беспомощным. Поскольку эмоция страдания является самой распространенной, религия даже создала «культ страдания», рассматривая его как высшую благодать, обеспечивающую загробное блаженство. Православная церковь, например, отмечает страстную неделю — последнюю неделю перед Пасхой. В эти дни верующие должны вспомнить о страданиях Иисуса Христа перед его мученической смертью на кресте. Печальные молитвы богослужения страстной недели направлены на то, чтобы заставить верующих как бы пережить страдания Иисуса Христа.

Мысль о возможной утрате, лишениях порождает страх — переживание, предвосхищающее опасность, угрозу человеку. Однако проблема жизни, смерти и страха перед

 

ней не является монополией религии. Это, прежде всего, одна из наиболее важных проблем науки, и ее требуется решать в условиях реальной земной жизни, на основе практического осуществления гуманизма. Думается, что не упования на бессмертие души в загробной жизни, а понимание бессмертия человечества, воплощенного в его материальной и духовной культуре, как бессмертия разума и гуманности людей — вот смысл стремления и желания каждого человека жить.

Религия стимулирует у верующих и положительные эмоции. Это касается прежде всего религиозного экстаза. Экстаз как высшая степень положительного переживания достигается при особо возвышенных (эмоциональных) состояниях счастья, когда личностное «Я» всецело захвачено чувством. В субъективном восприятии исчезает внешний мир, человек как бы находится вне времени и пространства. У верующих людей такое состояние возникает вследствие «одержимости» религиозными идеями или в результате воздействия на_ихдси-хику отдельных элеменТОв'религиозного культа~Щсступленными плясками, ночными бдениями, самобичеванием, бесконечными молитвами, длительным сосредоточением внимания на религиозных предметах). Действие подобных факторов ослабляет деятельность коры головного мозга, что ведет к притуплению коркового контроля над подкорковой областью и вызывает примитивные эмоциональные и двигательные реакции.

Религиозный экстаз не есть проявление чего-то сверхъестественного. Существуют и иные формы экстаза (творческий, политический и др:). Экстаз по 3. Фрейду — это сильнейшее напряжение и мгновенное его снятие. Именно в момент перехода напряжения в освобождение от него (очищения, катарсиса) человек и испытывает подобные состояния.

Особые чувства переживает верующий человек в момент исповеди. Исповедь возникла как важное явление в нравственной жизни человека и человечества. Она способствовала внутреннему совершенство-ваншолнди-видуума и общества.

Таинство исповеди кроется в психологическом механизме катарсиса.^Чу^ствр_вины (греха) — одно из тяжелейших переживаний человека. Оно возникает у него в связи с сомнениями в правильности своих отношений с людьми, с обеспокоенностью собственными аморальными мыслями и поступками. Сила переживания может достигнуть такого накала, что человек не в состоянии его выдержать. У него возникает потребность освободиться от вины, вывести ее из себя, рассказать, исповедаться. В момент исповеди происходит снятие напряжения, так как чувство вины (греха) «умирает», угасает. Происходит очищение — катарсис.

Верующий исповедуется в своих грехах священнику, после чего тот отпускает (прощает) ему их от имени Бога.

Однако исповедь неправильно было бы связывать только с религией. Для каждого из нас это своеобразная форма психотерапии. Формы исповеди многообразны. Это и

 

дневники, и воспоминания, и письма, и публичные выступления и т. д. Отличаются они__ от исповеди верующих объектом исповеди. Это могут быть родственники, друзья, незнакомые люди, совесть как самый строгий судья, и даже животные. Вы могли наблюдать, как люди, ставшие случайными попутчиками, заводят разговор о таких сторонах их жизни, о которых, казалось бы, посторонние не должны знать. Но именно с посторонними иногда и хочется поделиться. А если есть у вас животное-друг, то вспомните, как иногда вы доверяете ему свои потаенные мысли.

Когда человек делится с другими своими сомнениями, особенно если они связаны с безнравственными мыслями и действиями, то он как бы «перекладывает» на их плечи тяжесть своих переживаний. Исповедующийся надеется, что его поймут и помогут найти правильный выход, что его рассказ-откровение не выйдет за рамки разговора «между нами».

Свои психологические объяснения имеет и молитва. Человек всегда стремится удовлетворить свои духовные и материальные потребности. Однако это порой оказывается невозможным. Часто он вынужден в мучительной борьбе преодолевать различные трудности, препятствия, вследствие чего у него возникают отрицательные эмоции страдания, горя, страха, вины, стыда. И тогда он нуждается в надежде, в сочувствии, в добром к себе отношении со стороны других людей. Как одно из главных средств преодоления житейских невзгод, утешения и надежды религия предлагает верующему молитву.

В чем заключается «таинство» молитвы как способа снятия напряжения и регулятора поведения человека?

В молитве используется психологическая особенность «земного» мирского слова, его огромное влияние на душевное состояние человека. Исторически молитва зародилась еще в первобытности из магического заговора и заклинания, слова которых якобы обладали «чудесной» силой действовать не только на животных, но и на богов, на нечистую силу.

Сгинь ты с глаз моих! Пропади пропадом! Рассыпься! Этими повелительными выражениями и словами человек ограждал себя от нападающих на него духов. Да и мы иногда, рассердившись на кого-нибудь, восклицаем: «Чтоб тебе провалиться!» Тут мы даже не задумываемся, что это элемент проклятия, идущий из глубины веков.

Со временем заклинание стало просительным и превратилось в молитву, в которой содержались уже не просто жалоба или просьба, а просьба о чуде. Ожидание чуда — свойство психики человека. Надежда на чудо делает нашу жизнь более радостной, интересной, а главное — помогает снять напряжение. Потому не случайно служители религиозного культа на протяжении многих веков пытались и саму молитву превратить в чудо.

Магическая сила молитвы скрыта в ее суггестивном действии (суггестия это внушение, воздействие на подсознание). Стремление воздействовать на себе подобных (задурить доброго молодца,

 

девицу-красавицу; словами, болтовней, под шумок добиться желаемого) является одним из основных импульсов человеческого общения. В то же время это стремление может выступать и как специально организованный вид общения, создаваемого при помощи словесных и неязыковых средств (полумрак, свечи, блестяще-белые, с серебряным блеском предметы и т. д.). В этом смысле заговоры, молитвы являются средствами специально организованного общения.

Веками отрабатывались тексты молитв, прежде чем они стали средствами суггестивного воздействия на человека.

Религиозность и гуманность

Чем измеряется религиозность человека? В какой мере она воздействует на поведение человека? Ответы на эти вопросы имеют большое общественное значение. Современные религиозные лидеры, средства массовой информации и др., констатируя факт значительного увеличения количества людей, посещающих храмы, участвующих в культовых мероприятиях, делают вывод о повышении религиозности населения. Действительно, интерес к религии возрос, ее влияние усилилось. Но свидетельствует ли это о том, что массовое сознание приобрело качество религиозности! Думается, что нет. Рыночная ориентация нынешнего человека, практика его повседневного существования сотворила из него «винтик», «придаток» огромной экономической машины, его же руками созданной. Захваченный в ее жернова человек вынужден больше заботиться о «хлебе насущном», чем о душе. Формула успеха во многом сведена к наличию денег. Поэтому нынешняя жизнь позволяет многим убивать, уничтожать, разрушать, воровать, продавать себя и свою душу и т. д. Для этих людей высшие смысл и цели жизни оказываются далеко за горизонтом общечеловеческой нравственности.

Поэтому, если главная ценность такого человека — успех, а любовь, справедливость, нежность, милосердие оказались по ту сторону успеха, то можно ли всерьез говорить о религиозном возрождении? Кроме этого, может ли вообще массовая устремленность людей в церковь, исполнение ими религиозных обрядов свидетельствовать о религиозном возрождении? Думается, что массовость участия в религиозных обрядах, таинствах, праздниках вовсе не тождественна массовой религиозности людей.

Здесь важно видеть и понимать то, что религиозность человека измеряется прежде всего качеством веры, а также ее ценностной и социальной ориентацией. Как показывают история и практика жизни, человек религиозный отнюдь не всегда человек высокодуховный, нравственный, гуманный, сопереживающий, соучастливый, стыдливый и т. д. Сама по себе религия еще никого не сделала добрее, справедливее, лучше. Это под силу только самому человеку и зависит

 

от его устремлений. Поэтому не следует говорить о том, что религиозный человек — это воплощение духовности, нравственности, гуманности, а нерелигиозный человек, или атеист, наоборот — бездуховный, безнравственный и т. п.

Сегодня, к сожалению, лишь незначительное число людей как среди верующих, так и среди неверующих, атеистов, можно причислить к подлинно духовно-нравственным. Однако это не говорит о том, что реально существует конфликт и противостояние между верующими и неверующими, скорее это конфликт между нравственными, гуманными людьми и бездуховными, безнравственными.

Выводы. /. Религиозного человека отличает вера в Бога с его сверхъестественными свойствами и силами и в возможность личного контакта с ним для приобщения к Высшему миру после завершения своей земной жизни. 2. Религиозность у людей проявляется в разной степени и в различных формах, встречаются приверженцы религиозного фанатизма, религиозного подвижничества, люди с умеренной религиозностью. В религиозных верованиях присутствуют самые обычные человеческие эмоции и чувства, но, будучи соотнесенными с религиозными представлениями, эмоции верующих имеют соответствующую направленность. 3. Религиозность не придает человеку автоматически подлинную духовность и высокую нравственность; безнравственные люди могут быть как в среде атеистов, так и в кругу верующих.

Словарь

Грех — в христианской религии все то, что нарушает Божьи заповеди.

Исповедь — христианское таинство, когда человек, открыв грехи священнику, получает прощение незримо от самого Бога.

Молитва — «диалог с Богом» с целью приобщения к нему и достижения готовности и способности исполнять его волю.

Религиозность — страстная преданность человека своим верованиям, соединенная с разной мерой терпимости к чужим убеждениям.

Суггестия — внушение.

Таинства — обрядовые действия в христианстве, в ходе которых, по мнению верующих, им сообщается божественная благодать.

О 1. Какие черты свойственны религиозному человеку?

• 2. Любые ли проявления веры есть свидетельство религиозности человека?

  • Что такое уровень религиозности?
  • Что отличает психологию религиозного человека? В чем она проявляется?
  • Можно ли утверждать, что религиозный человек — это воплощение духовности, нравственности, гуманности?
  •  

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

1. Богослов Макарий Великий писал, что веровать в Бога — значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нем. От этого душа становится «вся — светом, вся — оком, вся — радостью, вся —упо ением, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротою!»

Какому уровню религиозности соответствует данное описание? Назовите известных вам из истории подобных религиозных людей.

2. «Вы только представьте себе, какое удовольствие — иметь возмож ность рассказать кому-то о своих сладчайших грехах, чтобы их вам простили, и получить заверение о том, что господь больше радуется одной кающейся грешнице, нежели сотне праведников. Исповедь — это институт, основанный с глубочайшим знанием человеческой натуры. Отнимите у церкви таинство исповеди, и вы увидите, как она опустеет» (Г. Гейне).

Как вы думаете, о каком глубочайшем знании человеческой натуры, положенном в основу института исповеди, говорит немецкий поэт Г. Гейне?

3. Приведите примеры религиозного фанатизма в современном мире, покажите его специфику в зависимости от формы религии. Есть ли проявления религиозного фанатизма на территории Беларуси?

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

1. Нетрадиционные религиозные объединения и секты

Хотя любая религия претендует на право обладания абсолютной истиной, тем не менее особо благоприятные условия для проявления фанатизма создаются в деятельности сект.

Секта (лат. Sekta — образ мыслей, учения) —религиозная группа, отколовшаяся от того или иного религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему. Секты существуют во всех религиозных направлениях. Для сектантов характерны претензии на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, установки на богоизбранность, изоляционизм.

В нашей республике наибольшее распространение получили такие христианские секты, как евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и ДР-

В последние десятилетия в Беларуси появились так называемые новые духовные объединения (НДО), которые относят себя к нетрадиционной религиозности и известны под такими названиями, как «новое религиозное движение», «религия нового века», «нетрадиционные культы», «тоталитарные секты» и др. Нетрадиционная религиозность — достаточно сложное духовное явление современного мира, поскольку ни одно НДО не связано с какой-либо традиционной религией и в своей деятельности они не отвечают своим названиям.

 

Скорее всего НДО — это псевдорелигиозные образования, которые соединяют идеи, представления, образы, культы из различных религий с достижениями современной науки и «теориями» околонаучных дисциплин (астрологии, магии, алхимии, хиромантии, парапсихологии и др.).

Выделяют три основные группы религиозных объединений, формирующих нетрадиционную религиозность.

  • Псевдохристианские объединения, для которых характерно некоторое внешнее сходство культов с христианскими. К ним относятся: «Ассоциация свя того духа для объединения мирового христианства», «Семья любви» («Дети Бога»), «Богородичный центр», «Церковь последнего завета» о. Виссариона и «Церковь объединения» Сан Муна.
  • Объединения, основанные на идеях восточных религий (индуизм, буд дизм, даосизм): «Международное общество сознания Кришны», дзен-буд- дизм, «Лига духовного возрождения Санатана Дхарма», «Трансцендентальная медитация» и др.
  • Оккультно-мистические: «Учение живой этики», «Великое Белое Братство», «Аум Сенрикё», «Сайентологическая церковь», «Дианетика», «Универсальная энергия», «Щит» и др.

Особую группу составляют «сатанисты». Основателем «Церкви Сатаны» в США является Энтони Лабей, автор «Сатанистской библии».

Специфику религиозности членов большинства новых духовно-религиозных объединений составляют:

а) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины;

б) слепое подчинение, фанатичная преданность, служение Учителю, Гуру, Наставнику, Лидеру, Пророку и др.;

в) безусловное выполнение требований — предписаний культа, главным среди которых является установка на разрыв с реальным миром, на очищение от «земной грязи».

Нетрадиционные вероучения, носителями которых являются секты, характеризуются не только новой интерпретацией священных текстов, предложениями успеха и счастья в текущей жизни, но и новыми технологиями по обработке психики вербуемых людей.

Внимание руководителей сект направлено прежде всего на молодежь. Им хорошо известно, что психологическими особенностями подростков и юношей являются повышенное стремление к необычному, нетрадиционному, желание быть независимыми и свободными от опеки, контроля со стороны родителей, потребность общаться с ровесниками, где есть свой лидер. Проявляющиеся сексуальные влечения секта «Семья любви» («Дети Бога») проповедует осуществлять через беспорядочные половые связи.

Широко используется технология «оболванивания» — отключения разума при помощи бесконечного ритмичного повторения одной и той же фразы. Кришнаиты, поклоняющиеся Кришне, Богу в индуизме, ежедневно должны повторять молитву «Маха-Мантра» 1728 раз с 4 часов утра. Человеку уже не остается времени думать о чем-либо другом.

Для таких верующих характерна потребность постоянно находиться в общине, у них появляется страх ее покинуть» (идти некуда, связи оборваны). Возникает зависимость — одно из главных проявлений нарушения психики. Безусловно, что в таких случаях требуется помощь врачей-психиатров, которые помогут этим людям вернуться к реальной жизни.

 

2. Портреты земных верующих. «Среди моих знакомых, верующих в существование Бога (а их оказалось более половины), я недавно устроил экспресс-опрос: какие у них отношения с Богом? Что он делает в их жизни? Ответы дали весьма любопытный ряд. Экзотичнее всего Бог Олега Н.: это существо опасное, коварное, и надо внимательно изучить его повадки, чтобы как-нибудь не столкнуться с ним на узкой тропе. Вадиму Д. и Олегу М. Бог никогда не помогает, но лишь наказывает, причем с Олегом он не мелочится, бьет по-крупному, а вот Вадима — только по мелочам, потому что за крупное тот казнит сам себя. Бог Наташи К. и Светы Д. наказаниями не занимается, но Наташе он помогает только в крупных делах и когда она обстоятельно ему помолится, а Свете — независимо от ее молитв, когда сам сочтет нужным, но в основном по мелочам. А вот для Марины П. Бог — близкий друг, с которым она частенько задушевно беседует и который всегда согревает ее душу.

Примечательно, что все вышеупомянутые верующие ведут вполне светский образ жизни, молятся только, когда припрет, и о своем нравственном облике заботятся в малой связи с силой своей религиозности. Но, кстати, заботятся. А заботятся ли об этом Боги?» (Николай Козлов. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности.)

В кругу ваших знакомых такие же портреты верующих или иные?

Подготовьте сообщение о деятельности современных нетрадиционных религий, сект, действующих в Беларуси. Определите, какой уровень религиозности они формируют.

 

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Верить — значит отказываться понимать.

П. Бурже

Вера — это согласие воли с совестью.

Л. Н. Толстой

Религия — это слабость, которая чаще всего присоединяется к другим человеческим слабостям.

С. Марешалъ

Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии.

Л. Фейербах

Привести себя в гипнотическое состояние — к этому направлены, по существу, принятые во многих религиях многократные повторения простой и краткой молитвы, вроде «Святый Боже, помилуй мя». Когда эта фраза повторяется сотни и тысячи раз, наступает гипнотическое состояние. Прибавим к этому бесчисленные поклоны, отбиваемые перед иконами.

В. Мессинг

 

 

Что можно прочитать

Толстой Л. Н. Исповедь. Собр. соч. В 20 т. Т. 16. М., 1983. Неокультовые объединения в Беларуси. Мн., 1999. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.