ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 15. Общество, государство, религия

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 15. Общество, государство, религия

Функции религии

Сегодня нет на Земле обществ, в которых отсутствовала бы религия. Современная действительность показала ошибочность воззрений эпохи Просвещения (конец XVII— XVIII в.), что будто бы с ростом научных знаний произойдет отрицание религии как «реликта прошлого». Оказалось, что корни религии в жизни человека и его культуре гораздо глубже, чем представлялось просветителям прошлого. Поэтому проблема взаимодействия общества и религии, ее влияния на социум в целом, на его отдельные структуры и социальные процессы не потеряла своей актуальности и в наше время. Как и прежде, в повестке дня несколько вопросов: какую социальную роль играет религия, что дает она обществу и человеку, каким образом влияет на жизнь людей?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поразмыслим над тем, зачем вообще религия нужна людям, каковы ее функции в обществе.

Под понятием «функции религии» подразумевается характер ее воздействия на человека и на общество в целом.

Прежде всего религия выполняет мировоззренческую функцию. Она формирует определенный взгляд на мир, объясняет место человека в нем, смысл и цель его жизни. Религиозное мировоззрение очень своеобразно. Отражение реальной действительности в нем сочетается с признанием мира сверхъестественных сил. Вера в его объективность и приоритетное значение по отношению к миру земному, согласно религиозному воззрению, позволяет человеку обрести высший смысл своего бытия за пределами обыденного. Благодаря этому он ощущает себя в равновесии и гармонии с миром, что помогает ему спокойнее воспринимать противоречия реальной жизни.

Наряду с мировоззренческой религия выполняет важную иллюзорно-компенсаторную функцию. Неспособность человека совладать со многими природными и социальными процессами, потребность в преодолении господствующих над ним сил получает призрачное воплощение в религиозных представлениях. В них как бы восполняются слабости и бессилие людей, поддерживаются обманчивые надежды на счастливую потустороннюю жизнь.

Религия также выступает средством общения людей. Эта ее коммуникативная функция проявляется в рамках определенных религиозных организаций. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в

 

таинствах и т. д. сближает верующих и рассматривается ими как главное средство общения друг с другом и единения с Богом.

В религии существует своя система норм и ценностей, которая воздействует на поведение верующих. В этом смысле религия выполняет регулятивную функцию. Ее особенность состоит в том, что религия, объявив высшей ценностью сверхъестественное, создала систему норм поведения, которая призвана обеспечивать сохранение и упрочение веры в это сверхъестественное. Религиозные нормы охватывают не только сферу религиозных действий, они регулируют и социальное поведение человека в семье, быту, определяют его отношение к обществу, другим людям.

Религия способна также духовно объединять отдельные группы граждан и даже общество в целом, поддерживать в нем существующую систему социальных отношений. Этим она выполняет свою интегрирующую функцию. Кроме этого, религия как социальное явление касается своими средствами многих политических, культурно-просветительских, воспитательных и других общественных проблем.

Степень воздействия религии на общество зависит от конкретно-исторических, социально-экономических, политических, культурно-национальных и других условий развития каждого социума.

Социальная роль религии

Существуют различные мнения ученых о социальной роли религии в обществе. Некоторые рассматривают ее как основу стабильности и порядка в жизни государства, как сферу обретения человеком высшей духовности и нравственности, блага и бессмертия. Утверждается, что религия, как и культура, воспитывает нравственность и духовность человека. В этом случае такие понятия культуры, как «нравственный», «духовный», ассоциируются с понятием «религиозный». Этим самым религия объявляется источником и хранительницей общечело-

 

веческих ценностей, гуманизма, единственным путем и средством обретения человеком истинной свободы и достижения истинного бытия. Таким образом, роль религии в жизни общества определяется исключительно как положительная и прогрессивная.

Но существуют и иные воззрения на религию. В ней видят прежде всего разрушительную, угнетающую силу.

Ф. Ницше назвал христианство «одним сплошным великим проклятием, одной-единственной порчей, одним сплошным инстинктом мщения, для которого нет средств слишком мелких, тайных, ядовитых, слишком подпольных, одним-единственным несмываемым пятном на теле человечества». К. Маркс, говоря о социальной роли религии в обществе, писал: «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». В. И. Ленин называл религию «духовной сивухой».

Между тем думается, что нельзя давать какую-либо однозначную оценку социальной роли религии в истории человечества в целом и в судьбах отдельных народов в частности. Исторический опыт показывает, что религия может содействовать развитию и самосовершенствованию человеческого духа, способна стабилизировать общественные отношения и нравственно их укрепить. Одновременно религия в состоянии оказывать и прямо противоположное влияние на человека — догматизировать мышление и «ослеплять» разум, «сковывать» его волю и действия, направлять творческую энергию на разрушение и уничтожение. Таким образом, вся человеческая история демонстрирует нам неоднозначность, противоречивость социальной роли религии в жизни общества.

Эта противоречивость, по мнению американского философа Э. Фромма, обусловлена присутствием в религии двух тенденций: авторитарной и гуманистической.

Авторитарную тенденцию Фромм определяет как признание человеком Бога высшей силой, управляющей его судьбой и требующей послушания, почитания и поклонения. Главная добродетель этого типа религии — послушание и повиновение. Бог — символ власти и силы; человек, напротив, символ падения, нищеты, бессилия. Люди, принижая себя, переносят свои лучшие способности на Бога. Только через посредство Бога человек имеет доступ к себе.

 

Гуманистическая тенденция в религии, по Фромму, центром избирает человека и его реальные возможности. Человек должен развить свой разум, чтобы понять себя и мир, способность любви к другим, почувствовать единство всех живых существ. Цель человека — достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель — в самореализации, а не в послушании. Бог не является символом власти над человеком, из каждого человека Бог создает творца, субъекта деятельности, общения и познания.

Гуманистический потенциал религии

Гуманистический потенциал религии заключается в том, что она выделяет человека из мира природы и возвышает его. Христианское вероучение, например, утверждает, что в человеке заложено божественное начало и поэтому он может стать свободным от принудительного воздействия сил природы. Божественное начало в человеке означает его разрыв с миром пережитой повседневности и подъем к новым возможностям неземного существования. Смерть и Воскресение Христа — это граница, которая определяет, что конечность земной жизни человека может быть преодолена.

Таким образом, гуманистическая тенденция в религии создает предпосылки для саморазвития человеческого духа, самореализации и самоутверждения личности.

В то же время невозможно однозначно определить роль религии, если рассматривать конкретно-историческое общество. Попробуйте определить, например, какую роль — положительную или отрицательную — она играет в Республике Беларусь на современном этапе. Сделать это сложно хотя бы потому, что в нашей республике

 

существует большое количество различных религиозных направлений, сект и т. д. На сегодня в Беларуси насчитывается 2120 религиозных общин, из них 121 не зарегистрирована: 964 — православные, 391—католическая, 33 — старообрядческие, 11 — греко-католических, 194 —евангельские христиане-баптисты, 330 — христиане веры евангельской, 38 — адвентисты седьмого дня, 25 — христиане полного Евангелия, 17 — новоапостольские, 16 — иудейских, 23 — исламские, 14 —свидетелей Иеговы... Существуют также общины бахаистов, мормонов, кальвинистов, дзен-буддистов, евангелистов. Среди недавно возникших сект особое место занимают «Международное общество сознания Кришны», «Богородичный центр», «Церковь объединения Сан Муна», «Сайентологическая церковь».

Безусловно, такое религиозное многообразие отнюдь не способствует стабилизации и консолидации общественных отношений в нашей стране, скорее наоборот, выступает фактором разъединения населения по религиозному признаку.

И в целом, пожалуй, единственный фактор в жизни человека и общества, в котором религия играет в общем-то положительную роль,— психологический. И сколько бы многие не писали и не говорили об иллюзорности и вредности религиозного утешения и потребности его замены человеческим соучастием и состраданием, однако реальным фактом является и то обстоятельство, что множество людей находят в религии свое единственное утешение и лишь благодаря ей способны перенести тяготы жизни, преодолеть боль души.

Пока же современное общество, культура и достижения цивилизации не в состоянии предложить человеку нечто другое, альтернативное религии, что было бы таким же эффективным и действенным средством душевного «обезболивания» и психологической защиты. Поэтому, не имея ничего лучшего, было бы слишком жестоко по отношению к человеку лишить его и этой опоры.

Таким образом, как уже отмечалось ранее, нет оснований соотносить религию только с разрушением, подавлением, угнетением, невежеством, необразованностью, заблуждением человеческого разума. Религия может быть одновременно и средством спасения человека и общества, а может привести и к саморазрушению и «омертвлению» разума, «подавлению» способности человека и общества к творческому саморазвит ию.

В религии скрыт духовный потенциал объединения этносов, наций, государств, но в то же время ее существование сопряжено с разделением людей на различные «религиозные миры» со взаимным неприятием друг друга. Религия может быть «опиумом народа», ядом, умертвляющим и одурманивающим душу и разум человека, но она же в состоянии распоряжаться опиумом как драгоценным средством, принимать которое следует по каплям. Английский врач, ученый с мировым именем Синенгам как-то сказал: «Если бы не было опиума — я бы не хотел быть врачом».

На протяжении многих столетий религия правила обществом, и у

 

нее было время показать, на что она способна. Но за все это время ей так и не удалось облагодетельствовать, утешить и примирить человека с жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, избавить их от пороков и недостатков. Даже во времена неограниченного господства религии люди не были счастливее и нравственнее, чем сегодня. Более того, безнравственность находила в религии не меньшую опору, чем нравственность. И можно согласиться с мнением 3. Фрейда, который писал: «Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, то неизбежно встает вопрос, не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества и мудро ли мы поступаем, основываясь на ней в своих культурных запросах». Ответ на этот вопрос, думается, еще не найден. Если религия существует, значит, она нужна и современному обществу. Проблема здесь, видимо, больше в том, а необходима ли религия в тех массовых формах, в которых она существует сегодня, и насколько общество и человек ориентированы в своих помыслах и действиях на уже выработанные Культурой высшие ценности; насколько Любовь, Добро и Красота стали регуляторами нашей жизнедеятельности; насколько Разум открыт миру и способен к его постижению; насколько Душа в состоянии сопереживать, сострадать Живому и соучаствовать в нем, насколько люди Человечны.

Выводы. /. Многие люди нуждаются в религии, поскольку она предлагает им пусть иллюзорное, но целостное мировоззрение; придает смысл их жизни; порождает обманчивые надежды на счастье в потустороннем мире; способствует общению с другими людьми и их единению. 2. Социальная роль религии крайне противоречива: религия может содействовать совершенствованию человеческой духовности и нравственному укреплению существующих общественных отношений, но в то же время она вносит в общество настроения покорности и повиновения, фанатизма и нетерпимости. 3. Религия может поддерживать человека в минуты его слабости и страданий, быть для верующих своеобразной психологической защитой.

Словарь

Авторитарный — основанный на самовластии; стремящийся утвердить свою власть, влияние.

Иллюзорный — призрачный, обманчивый, кажущийся.

Интегрирующий — объединяющий в целое какие-либо части.

Мировоззрение — система убеждений и обобщенных взглядов людей на объективный мир и самих себя в отношениях к окружающей действительности.

Тенденция — стремление, склонность к чему-либо; направление, в котором идет развитие какого-либо явления.

 

  • Какие основные функции выполняет религия?
  • В чем состоит социальная роль религии?
  • В чем заключается гуманистический потенциал религии?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

1. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал религию как средство, объединяющее людей в некую «моральную общность». Он видел в религии функцию интегратора общественного организма и его стабили затора. Дюркгейм сравнивал религию с тем, как действует клей: она скрепляет людей общими ценностями и общими целями.

Прокомментируйте эти положения Дюркгейма, используя примеры из истории, реальной жизни.

Приведите конкретные исторические примеры, свидетельствующие об интегрирующей и дезинтегрирующей роли религии.

  • История насыщена примерами, когда религия использовалась в антигу манных целях. Следует ли рассматривать их как внутреннюю порочность рели гии?
  • Абстрагируйтесь от реальной истории и представьте, что в разви тии человечества религия отсутствует. Попробуйте описать человеческое бытие без религиозной составляющей и выявить его приобретения и потери.
  • Проанализируйте нынешнюю религиозную ситуацию в Беларуси. Выявите основные направления воздействия религии на социальные вопросы. Какова роль религии в жизни нашего общества?
  • Подготовьте рефераты по темам: «Конституция Республики Беларусь» и Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях, о свободе совести».

Место религии в духовной жизни

«Несмотря на то что в силу целостности человеческого духа между религией, с одной стороны, и наукой, искусством и нравственностью — с другой, существуют многие точки соприкосновения, эти области все же нельзя смешивать друг с другом, и религия столь же мало может быть ими замещена, сколь мало способна она заступить на их место. Она отличается от них не столько по преследуемой цели, сколько по тому, что она более всеобъемлюща и одна способна дать духу полный покой, далеко превосходящий и то счастье, которое приносит научное исследование, художественное творчество, и то, которое человек получает как дар нравственной жизни. Правда, едва ли верно рассматривать религию в качестве творческой первопричины всей культуры, как бы материнской почвы, на которой

 

вырастает все прочее достояние человечества. Однако она в состоянии дать высшее освящение. Она представляет все конечное в свете бесконечного. Религия и культура не противостоят друг другу враждебно, если ни та, ни другая не испорчены. Истинная наука, работающая по правильной методе и правильно осознающая свои границы, не угрожает религии; искусство, которое действительно жаждет прекрасного и стремится его осуществлять, не осквернит религию. Только в том случае религия наталкивается на оправданное сопротивление, когда она хочет предписывать результаты и устанавливать законы тому, кто может притязать на полную самостоятельность в своей собственной форме. Представление, что религия унижает нравственность побочными соображениями или что последняя отступает там, где присутствует религия, является ложным. Власть и господство религии должны быть чисто духовными, но она есть высшее, центральное в человеческой жизни, так как живет в глубинах человеческой души и знаменует собой «духовность человеческой личности» (К. Тилле. Основные принципы науки о религии).

Почему, по вашему мнению, автор считает, что едва ли верно рассматривать религию в качестве творческой первопричины всей культуры?

Каково соотношение религии и науки? Религии и искусства? Религии и нравственности?

Прав ли К. Тилле, утверждая, что «религия есть высшее, центральное в человеческой жизни»?

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Современная религия есть вещь очень жалкая; собственно говоря, религии как господствующего начала, как центра духовного тяготения нет совсем, а есть так называемая религиозность как личное настроение, личный вкус.

Вл. Соловьев

Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга.

Дж. Свифт

Если меня спросят, почему в моем сердце нет никакой религии, то я отвечу, что утратил ее по вине самой же религии.

Ф. Шиллер

Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии.

Л. Фейербах

 

Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов».

Ф. Энгельс

Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувство гуманности. Она бесполезна в отношениях честных людей.

Ж. Ламетри

Религия суть указатели того высшего, доступного в данное время и в данном обществе лучшими передовыми людьми понимания жизни, к которому неизбежно и неизменно приближаются все остальные люди этого общества.

Л. Н. Толстой

Что можно прочитать

Иллюстрированная история религии. М., 1992. Религия и церковь. Краткий научно-популярный очерк. Мн., 1998. Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии человечества. М.; Ростов-на-Дону, 1999. Русское православие. Вехи истории. М., 1989.

Кудрявцев В. В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Мн., 1997. Землякоу Д. Я. Пал1тыка-канфеайныя працэсы у сучаснай Беларуа // Чалавек. Грамадства. Свет. № 4. 1996.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.