ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 17. Политическая культура

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 17. Политическая культура

Широкое и узкое значение

В комплексе явлений духовной жизни политическая культура

сложное производное от понятия «политика» как сферы человеческой деятельности, связанной с властью и отношением к ней.

Политическая культура может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле этого понятия. В широком смысле политическая культура умение человека или постепенно сложившийся у него навык понимать механизм взаимодействия политических сил в обществе, способность индивида использовать этот навык для анализа происходящих событий и применять его в своей повседневной социальной ориентации. Такое широкое понимание политической культуры предполагает наличие у человека определенных убеждений и политических взглядов, что, в свою очередь, предполагает его активное участие в политике и наличие опыта в политических действиях.

От политической культуры людей, определяемой национальным характером, эпохой, событиями и т. п., во многом зависит построение государств и успехи их национального развития, что, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на общество и индивидов.

На протяжении своей истории каждый народ формировал характерную только для него систему ценностей. В зависимости от нее народы отличаются представлениями о том, как должна функционировать оптимальная политическая система, каковы права и обязанности гражданина перед обществом. Этот свод верований, символов и ценностей предопределяет политическую культуру наций. Еще в прошлом веке психологи предприняли попытку построить теорию национального характера, разобраться, почему американец ведет себя иначе, чем немец, в нашем случае — белорус иначе, чем украинец, с чем связаны эти различия — с врожденными чертами или с воздействием среды.

Политическая культура всего общества (или в широком смысле) формируется в конкретных исторических условиях, причем неравномерно и противоречиво. На ее формирование оказывают влияние революции, войны, кризисы, характер внешних отношений, угроза извне, развитие культурных процессов в целом и другие факторы. При этом в качестве политических субъектов выступают государство, политические партии, средства массовой информации. К неполитическим субъектам относят семью, школу, церковь, деловые круги, культурную элиту общества.

Наряду с широким значением термина «политическая культура» (впервые использованным в западной литературе в 1956 г. американским политологом Г. Алмондом) утверждается сейчас более узкое, специальное его значение как особого типа ориентации на политическое действие, отражающего специфику каждой политической системы. В

 

этом смысле политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

Сегодня политическая культура чаще всего рассматривается в узком, прикладном смысле и понимается как система относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения человека, которые проявляются в непосредственной деятельности его как участника определенного политического процесса. Или, другими словами, политическая культура в узком смысле это ориентация человека, групп людей на определенные политические действия и процессы (выборы, развитие партий, диалог или конфронтация и др.).

Политическая культура (в узком смысле) предполагает выполнение гражданами системы социальных требований (уважение Конституции, государственных символов, соблюдение законов страны). В рамках этих требований члены общества осуществляют политическую деятельность. При этом в политических действиях проявляются убеждения, эмоции, ценностные ориентации, которые тоже составляют компонент политической культуры. Среди них основным является общее политическое мировоззрение общества, которое составляет часть мировоззрения отдельного человека или социальной группы.

Именно господствующая в обществе нравственность, система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных установок,

 

фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом оказывают определяющее влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей.

Политическая культура проявляется по-разному: через акты политического поведения, через политические действия или определенные эмоциональные и т. п. реакции.

Правящая элита и политическая культура масс

Политическая культура общества крайне неоднородна. Она проявляется в деятельности отдельного человека, группы людей, которые относятся часто к одному или разным социальным слоям. Так, если рассматривать общество с точки зрения, например, его различных слоев в выработке и осуществлении политики, то важное значение приобретает различие между политической культурой элит и политической культурой масс.

Дело в том, что политическая культура элит и политическая культура масс по-разному связаны с институтами политической системы, значит, по-разному влияют на характер существующего в государстве политического режима. Если от политической культуры элит напрямую зависит форма, а также эффективность или неэффективность политической системы, то политическая культура масс, которая развивается во многом независимо от господствующего политического режима, имеет возможность оказывать воздействие на политический режим лишь в том случае, когда массы имеют реальные рычаги влияния на формирование органов власти. Главным таким инструментом в демократическом обществе являются выборы. Именно через выборы массы определяют состав правящих элит, а значит, определяют характер политической системы (режима) на определенный Конституцией срок.

Таким образом, политическая культура — это не только осознание обществом в целом и его членами в частности существующего в государстве политического режима, но и действия как политических элит, так и гражданских масс, направленные на совершенствование политической системы через выборы, референдумы и т. п. Такое состояние общества свидетельствует о его высокой политической культуре. А наше государство в данный переходный период после распада СССР крайне нуждается в том, чтобы не только каждый гражданин был человеком с развитой политической культурой, но, прежде всего, политические деятели обладали бы этим качеством. В противном случае они нередко впадают в политическое манипулирование и недостойные политические игры. Это чаще всего является следствием низкой политической культуры человека или группы людей, им представляемой. Показатель высокой политической культуры это конструктивизм в своих политических воззрениях и действиях. Поэтому

 

политические оппоненты, если они относят себя к политически культурным людям, не должны в своих дискуссиях говорить в третьем лице, подразумевая: «они — это всегда плохо», «мы — это всегда хорошо». Политически культурные люди всегда могут прийти к компромиссу, который послужит только во благо обществу.

Политическая социализация

Некоторые элементы политической культуры усваиваются человеком почти автоматически — в процессе повседневной жизни. Многие другие компоненты этой культуры являются волевым приобретением личности: надо читать, надо мыслить, надо научиться ориентироваться в политической информации; надо выработать способность определять политическую ориентацию политиков, партий, что в их программах и действиях истинно и ложно, что справедливо и не справедливо, насколько они отражают национальные интересы и защищают безопасность страны.

В формировании политической культуры определяющую роль играет государство в лице своих законодательных и исполнительных органов. Государство во многом определяет модели политического поведения граждан, оно формирует и закрепляет национальные, политические символы (флаг, герб, гимн и т. п.).

Флаг вместе с гербом, гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в часть эмоционального мира гражданина, важный элемент патриотического единения.

 

Государственные герб и флаг нашей страны воплощают ее общественный и политический строй — демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий жизни для каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан республики независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Усвоение человеком политических ценностей, восприятие им значимости и смысла национально-государственных символов, а также понимание форм и норм политической деятельности получило название политической социализации. Политическая социализация — это совокупность процессов становления политического сознания и поведения людей, принятия и выполнения ими политических ролей (избирателей, участников референдума, оппозиционеров и др.).

Человек, безразличный к уровню своей политической культуры, никогда не сможет реализовать себя в качестве деятельного члена общества.

Выводы. /. Современный человек как гражданин и деятельная личность проявляет себя в жизни общества и государства сообразно усво енной им политической культуры. 2. Понятие «политическая культура» отражает как уровень политического сознания личности, так и меру развития демократических институтов общества. 3. Среди критериев политической культуры важное значение имеет отношение каждого гражданина к государственной власти и осуществляемой руководством страны политике. \

Словарь ^—______

Политическая культура — ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.

Политическая социализация — включение индивида в активную гражданскую жизнь путем обогащения его политическим опытом.

<^ 1. В чем состоит широкое и узкое значение понятия «политическая культура»? * 2. Какие черты свойственны человеку с развитой политической культурой? 3. Что такое политическая социализация?

ПРАКТИКУМ

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ Типология политической культуры

Проблема типологии политической культуры в различных политических школах и направлениях решается по-разному. Марксистский подход, исходя из классовых и формационных представлений, выделял пролетарскую, кресть-

 

яискую, буржуазную, мелкобуржуазную и т. д. политическую культуру или политическую культуру общественно-экономических формаций — капитализма, социализма и т. д.

Современная западная типология (Г. Алмонд, С. Верба) оперирует тремя подходами.

Патриархальная (провинциальная) политическая культура свойственна обществу, в котором не сформирована политическая система, нет специфических политических решений, ориентация на них не отделена от религиозных, социальных и экономических функций. Вождь-шаман олицетворяет в себе единство всех социальных ролей.

Подданническая политическая культура характеризуется пассивным отношением к политической системе, когда народ признает особый авторитет и роль власти и в обществе практически отсутствует стремление к участию в политической жизни на иных, нежели традиционных, основаниях.

Активистская политическая культура приписывается современным обществам. Она отражает общественную ориентацию индивидов на активную роль в политической системе независимо от положительной или отрицательной ее оценки.

Иногда в политической литературе выделяют еще традиционный и светский типы культуры.

Традиционный тип опирается на жесткие предписания политического сотрудничества (абсолютные монархии, тоталитарные государства).

Светский тип характеризуется прагматизмом, незатихающей подспудной борьбой.

Как вы думаете, какой тип политической культуры более свойствен гражданам и обществу нашей страны?

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ

«...Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства,— либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек, его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске... Человек, живущий вне закона и права,— наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего... Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения» (Аристотель. «Политика»).

Как вы думаете, сохранился ли до наших дней тот смысл, какой вкладывал древнегреческий философ в выражение «человек... есть существо политическое»? В чем различие между правовой и нравственной оценками справедливости?

 

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами.

III. Монталамбер

То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали.

И. Бентам

Политика есть умение добиваться равновесия сил.

А. Моруа

Что можно прочитать

Мельник В. Г. Политология. Мн., 2000.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.