ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 19-20. Психологическая культура

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 19—20. Психологическая культура

Необходимый элемент общей культуры

Когда мы говорим о ком-то, что он культурный человек, то, как само собой разумеющееся, имеем в виду и его психологическую культуру. Она, как и правовая, политическая, экономическая культура человека, является одним из важнейших и необходимых элементов общей культуры. Нужно ли объяснять, насколько важна психологическая культура для нынешних поколений? Складывающаяся теперь информационно-компьютерная цивилизация нуждается в людях с особым типом психики, которая бы отвечала потребностям современной жизни. Человек сегодня постоянно оказывается в ситуациях, когда ему крайне желательно проявлять инициативу и предприимчивость, умение соотносить свои намерения и цели со стремлениями других людей. Здесь нужны способности понимать не только собственный, но и чужой личностный мир психологических переживаний.

В самом общем виде психологическая культура касается сферы душевной жизни человека: его мыслей, чувств, состояний, межлич-

 

ностного взаимодействия, словом, всего того, что принято называть психологической реальностью.

Именно умение выделять в целостных явлениях окружающего мира их психологическую составляющую или, по крайней мере, отдавать себе отчет в ее присутствии, следует считать важнейшим моментом психологической культуры человека. Назовем это умение знанием. Знание в нашем случае есть не просто набор слов по поводу психологических явлений, а будет всегда выступать как определенное видение ситуации и выражение этого видения в соответствующих словах. Психологически культурный человек не тот, кто прочел много книжек по психологии и щеголяет россыпью малопонятных для других слов, а тот, для кого неочевидная, как правило, психологическая реальность столь же значима (а иногда и более) и понятна, как и наличие материальных предметов.

В то же время можно вообразить себе человека, знающего о психологической реальности, но неспособного использовать это знание в своей деятельности. Агрессия, несдержанность, несобранность нередко свойственны даже весьма образованным людям. Легко представить себе человека, болезненно воспринимающего любую, даже самую доброжелательную критику. Между тем такой человек может вполне отчетливо осознавать и свое собственное состояние, и последствия этого нелепого поведения, но справиться с собой он не может. Если такие «срывы» достаточно часты, то, скорее всего, такого человека нельзя считать в полной мере психологически культурным.

Таким образом, психологическая культура — это умение человека выделять из явлений окружающей жизни психологическую реальность, получать знание о ней, влиять с помощью полученного знания на свою внутреннюю жизнь и, соответственно, поведение. Правда, при этом следует помнить об условности «извлечения» психологической культуры из общей культуры человека. В действительности бывает довольно не просто «отделить» психологическую культуру от нравственной, эстетической ее составляющих.

Теперь давайте рассмотрим психологическую культуру человека в трех ее относительно самостоятельных аспектах: деятельности, общения, опыта самоорганизации. Не будем при этом забывать, что данные аспекты — суть нашей с вами абстракции, но абстракции, так сказать, второго порядка. Сначала мы из общей культуры человека выделили психологическую культуру, а затем из психологической культуры вычленили еще несколько характеристик.

Психологическая культура человеческой деятельности

Для анализа первой из них используем одну, очень любимую психологами, притчу. Итак, перед нами трое рабочих, катящих тачки с кирпичом. На вопрос прохожего, что они делают, первый бросил:

 

«Разве не видишь, кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю»,— ответил второй. А третий сказал: «Храм строю». Что произошло на наших глазах и имеет ли происшедшее отношение к интересующему нас аспекту — психологической культуре человеческой деятельности?

Сомневаться не приходится в том, что мы имеем здесь дело с деятельностью как целесообразной индивидуальной активностью. Об этом красноречиво свидетельствуют и наблюдаемые факты, и ответы воображаемых возчиков. В какой мере действия наших испытуемых психологически культурны? Попробуем определиться в данном вопросе. Поможет нам в этом само определение психологически культурного человека.

Первый критерий — это умение выделять психологическую реальность из структуры действия. Применив этот критерий к первому возчику, мы обнаружим, что осуществляемая им деятельность не расчленена, ее жизненный психологический смысл (мотив) не представляет отдельной реальности, а тождествен осуществляемому поведению. Вопрос о том, ради чего перемещаются данным индивидом довольно тяжелые предметы, не находит ответа.

А в нашей с вами жизни? Всегда ли мы определяем для себя смысл нашего учения? Прожитого и грядущего дня? Вот как интересно начинает работать первый критерий психологической культуры человека.

Если мы применим теперь его к деятельности второго и третьего возчиков, то обнаружим уже отделенность мотива работы от осуществляемого поведения. У них в данном случае имеется и вполне определенное знание о психологической реальности, они способны выразить его в словах. Итак, важнейший элемент психологической культуры зафиксирован в деятельности второго и третьего возчиков кирпича.

Следующий критерий психологической культуры возчиков кирпича сообразуется со связанностью их психологической абстракции и действия. Наше наблюдение за работой этих рабочих не обнаруживает дисгармонии их слов и дел. Вот если бы кто-либо из них стал мешать своим товарищам или вместо перевозки кирпича занялся политическими дискуссиями, то у нас были бы основания усомниться в искренности его первоначальных заявлений или подумать об изменении психологического смысла осуществляемой им деятельности. Таким образом, психологическая культура человеческой деятельности может пониматься как системное единство смысла действия, знания о нем и соответствующих умений, обеспечивающих его эффективную реализацию.

 

Культура человеческого общения

В 70-е гг. американские психологи, изучавшие факторы профессиональной карьеры своих выдающихся современников, установили, что абсолютным лидером среди множества параметров успешности является умение жить среди людей. Причем это умение трактовалось как искусство общения, которое отождествлялось с психологической культурой в целом.

Для начала условимся, что общение в нашем случае мы будем понимать как взаимодействие двух и более людей. Понятно, что случайное столкновение лбами двух бегущих по школьному коридору учеников общением можно назвать только иронически.

Итак, общающиеся между собой люди, чтобы удовлетворять требованию психологической культуры, должны в акте взаимодействия уметь получать знание о психологической реальности друг друга: ситуации общения, взаимных целях и ценностях, обоюдных психологических особенностях, а также о том, каким образом тебя представляет твой партнер. Вместе с тем это знание должно иметь действенный характер, т. е. обеспечивать эффективную коммуникацию общающихся людей. В известном смысле успешное общение связано с умением партнеров взаимопонимать друг друга.

Для уяснения сути психологической культуры общения давайте вообразим себе типичную деструктивную коммуникацию. Обычную сцену из повседневной жизни.

Поздно вечером, задержавшись на вечеринке, молодой человек возвращается домой. Переполненный романтическими впечатлениями, он не замечает измученных тревогой родителей, их воспаленных бессонницей глаз. На вопрос о причине столь позднего возвращения юноша загадочно улыбается, а упрек по поводу необходимого в таких случаях телефонного звонка наталкивается на категорическое суждение молодого человека о том, что он уже взрослый и не обязан ни перед кем отчитываться в своих поступках. В ответ юноша получает обвинение в эгоизме и очевидную перспективу испорченных на некоторое время личных отношений. Не похоже, чтобы кто-либо из участников нашей воображаемой ситуации к такому результату сознательно стремился.

Какие же просчеты, с точки зрения психологической культуры общения, были здесь допущены? Рассмотрим их на примере поведения одного из участников конфликта — юноши. Во-первых, очевидно, что он не предвидел возможной задержки, хотя такое допущение несложно было бы сделать. Ведь образ ближайшего будущего —важнейший элемент психологической культуры человека. Во-вторых, наш герой не учитывал психологического состояния своих родителей, иначе бы он непременно позвонил и предупредил о задержке. И, наконец, в-третьих, он неумело построил ситуацию общения по возвраще-

 

нии домой, поскольку был увлечен собственным состоянием и перенес его на состояние своих родителей. Налицо деструктивная коммуникация с отягчающими для обеих сторон последствиями.

Из этого примера хорошо видно, что^психологическая культура общения требует от человека достаточно большого внутреннего усилия, способности преодолеть ситуативные настроения и побуждения, словом, способности управлять собой. Так мы подходим к третьему аспекту психологической культуры человека.

Психологическая культура самоорганизации

В жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью регулировать свои мысли и чувства, управлять своим поведением. Самоуправление часто сообразуется с умением соотносить собственные действия со значимым эталоном. В качестве последнего обычно выступают общепринятые нормы. Правила, принятые в человеческом общежитии, один из важнейших источников самоорганизации. Между тем современная ситуация очень часто характеризуется нормативным конфликтом, то есть таким положением, когда обстоятельства предъявляют к индивиду противоречивые, а иногда и взаимоисключающие требования. Назовем такого рода ситуации «неопределенными». Именно в них не годятся привычные решения и возникает необходимость в новых формах самоорганизации. 0т человека требуете^ умение анализировать обстоятельства, определять свое отношение к ним, строить программу поведения в нетипичных условиях. Все это, вместе

 

взятое, можно рассматривать как психологическую культуру самоорганизации.

Понимание и переживание жизненной ситуации, ее анализ, самоопределение индивида по отношению к его результатам, выработка соответствующей им стратегии поведения возможны только как внутренняя активность сознания, как самоуглубление, когда предметом сознания выступают не окружающие обстоятельства^ а оно само. Мы как бы раздваиваемся, занимаем по отношению к содержанию и процессу собственного восприятия внешнюю позицию. Такой тип активности внутреннего мира человека в психологии принято называть рефлексией. Рефлексия становится механизмом самоорганизации, а значит, и ядром психологической культуры.

Рефлексивное умение — довольно позднее новообразование человеческой жизни. Маленькие дети, как правило, не умеют становиться в отношение к самим себе. Швейцарский психолог Жан Пиаже поставил на эту тему довольно интересный опыт.

Пиаже спрашивал пятилетнего Люсьена:

  • Есть у тебя брат?
  • Артур.
  • А у него есть брат?
  • Нет.
  • А сколько у вас братьев в семье?
  • Двое.
  • А у тебя сколько братьев?
  • Один.
  • А твой брат имеет братьев?
  • Совсем не имеет.
  • Ты же его брат. -Да.
  • Тогда у него есть брат?
  • Нет.
  •  

Из данного опыта Жана Пиаже хорошо видна неспособность маленького ребенка встать в отношение к самому себе, рассмотреть себя в качестве члена семьи. Такую особенность интеллектуальной деятельности ребенка, отсутствие у него рефлексии, Пиаже назвал детским эгоцентризмом. Преодоление детского эгоцентризма ученый связывал с длительным умственным созреванием ребенка и изменением условий его жизнедеятельности, в частности, с их усложнением.

Отечественная психология исходит из более оптимистического представления о возможности рефлексивного развития человека путем целенаправленного воспитания и обучения. Вместе с тем приведенный ранее пример опыта деструктивной коммуникации говорит о необязательности рефлексивной активности, в этом смысле ее неестественности. Необходима, следовательно, постоянная готовность к этой важнейшей для психологической культуры самоорганизации и психологической культуры человека в целом форме умственной деятельности.

Таким образом, психологическая культура человека представляет собой акт духовного напряжения индивида, в котором преобразованию («окультуриванию») подвергаются выделенные личностью структуры психологической реальности и связанные с ней действия.

Выводы. 1. Психологическая культура — один из важнейших постоянных элементов общей культуры человека. 2. Психологически культурен тот, кто умеет выделять в себе и в других людях психологическую реальность в виде восприятий, мыслей, эмоций; формировать знания об этой психологической реальности и в соответствии с ними управлять собственным поведением. 3. Психологическая культура человека выявляется в его деятельности, общении с другими людьми, в способности к самоорганизации.

Словарь

Деструктивная коммуникация — конфликт в человеческом общении, ведущий к его разрушению.

Психологическая культура — умение личности выделять психологическую реальность, получать знания о ней и совершать соответствующие им действия.

Психологическая реальность — чувства, эмоции и мысли индивида и человеческих групп.

Рефлексия — анализ собственных мыслей и чувств.

*} 1. Как можно определить понятие психологической культуры человека?

  • Что имеется в виду, когда говорится о психологической реальности?
  • Как связаны между собой психологическая культура человека и его способность к рефлексии?
  •  

ПРАКТИКУМ, - -.^ ПОДУМАЙТЕ

«Животное не властно над своим существованием, не развивается из ./«гамого себя, а подчинено внешнему, погружено в иное, в «другое». Человек способен на время забыть о своих заботах, отвлечься от окружающего ми?а, не обращать на него внимания. Указанное действие, абсолютно немыслимое в мире животных, заключается в том, чтобы повернуться, если можно так сказать, спиной к миру, уйти в себя. Иными словами, человек принимает во внимание собственный внутренний мир: проявляет заботу о самом себе, а не о чем-то другом, всецело принадлежащем внешнему миру» (Хосе Ортрега-и-Гассет).

Согласны ли вы с высказыванием испанского философа?

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

«Может ли человек быть психологически культурным без специального психологического образования?»

Решите

Как правильно, с точки зрения психологической культуры, поступить в следующей ситуации?

Ваш приятель купил долгожданную обновку и, преисполненный радостных чувств, просит вас оценить приобретение. С вашей точки зрения, новая вещь безвкусна, она скорее компрометирует, чем украшает вашего друга. Как вы поступите в этой ситуации? Обсудите свое решение в классе и обоснуйте его.

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Самые значительные наши мысли те, которые противоборствуют нашим эмоциям.

П. Валери

Вторая мысль всегда несколько разумнее первой.

Еврипид

Каждый человек отличается от другого и с каждым днем отличается сам от себя.

А. Поп

Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить.

В. Шекспир

Что можно прочитать

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М., 1996. Платонов К. Занимательная психология. СПб., 1997.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.