ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 23. Общество в преддверии информационно-компьютерной ци вилизации

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 23. Общество в преддверии информационно-компьютерной цивилизации

Возможности и опасности

В начале XXI века все явственнее вырисовываются контуры обозримого будущего. Оно предстает как общество постиндустриальное с культурой «информационно-компьютерной» цивилизации.

Что ждет человечество в новом тысячелетии? Футурологи (прогнозисты будущего) не дают на этот вопрос однозначного ответа. Предлагаются разные сценарии исторического процесса, как оптимистические, так и крайне пессимистические. Их оптимистические варианты связывают будущее со становлением ноосферы: сферы разума, мира, материального изобилия, социальной справедливости и возвышения культуры на основе развитых информационных технологий. Однако по многим другим расчетам ожидается апокалипсис: разрушение природной среды, межцивилиза-ционные войны, гомутеризация человека (от хомо + компьютер), духовное опустошение личности, а то и вовсе ядерное самоубийство человечества.

В последние десятилетия социальный мир, мир человека стремительно изменяется. И сегодня будущее человека и человечества, как никогда ранее, неопределенно. Эта неопределенность коренится в тех глубинных сдвигах, которые происходят в недрах современной индустриальной (техногенной) цивилизации.

Постоянно нарастает вал научного творчества, технологических приложений науки. Инновации становятся нормой жизни. Реклама

 

предлагает нам ту или иную новинку буквально каждый день. Но главное — это те изменения, которые происходят в фундаментальных основах социального и индивидуального бытия. Качественно обновляется не только мир артефактов (т. е. создаваемая человеком предметная среда его обитания), но возникает и невиданный прежде компьютерный мир виртуальной реальности. Происходит структурная перестройка экономики, исчезают целые отрасли промышленности, а вместе с ними — ненужные сегодня профессии. Так, в США за последние 20 лет обновилась почти половина всех специальностей, существовавших до 70-х гг. в сфере занятости. Растет сектор наукоемких производств и услуг, основанный на новейших — космических, биологических и информационных — технологиях. Меняется образ жизни людей, он становится динамичным, связан с частыми переменами работы, места жительства, привязанностей, переквалификацией. Все большее значение в жизни конкретного человека приобретает установка на постоянное обновление знаний и профессиональных навыков (в развитых странах инженер за свою трудовую карьеру должен в среднем переучиваться 8 раз). Компьютерные и информационные технологии открывают перед индивидом перспективу свободного выбора характера и времени работы, возможность практически неограниченного общения и творческого самоутверждения.

Одним словом, на наших глазах происходит рождение нового типа информационно-компьютерной цивилизации (в качестве синонимов используются также термины «информационная», «экотехническая», «технотронная», «электронная» и др.). Социальные и технологические изменения здесь отличаются, с одной стороны, новизной, широким разнообразием, а с другой — неопределенностью последствий. Поток изменений буквально захватывает человека и, как щепку, несет к неведомому берегу.

 

Люди в таких условиях могут испытывать, как выразился американский социолог А. Тоффлер, «футурошок» — психологические переживания, связанные со стремительно надвигающимся «столкновением» с будущим.

Следует отметить, что становление информационно-компьютерной цивилизации происходит крайне неравномерно и противоречиво. По-прежнему сотни миллионов людей в Азии и Африке находятся за порогом нищеты, сотни тысяч ежегодно умирают от голода и болезней. Производительность труда в развивающихся (третьих) странах, «третьем мире» все еще низка. В постсоциалистических странах значительная часть населения также находится в состоянии бедности.

Кроме того, во всем мире наблюдаются кризисные явления в культуре. Искусство — зеркало жизни, испокон веков служившее целям духовного возвышения человека, все больше предстает в виде массовой культуры, многие направления которой намеренно воспитывают низменные вкусы. Зачастую кино, телевидение, романы-триллеры, детективы, бульварная пресса вкупе с «крутыми» шоу (нередко заканчивающимися увечьями или даже смертью участников) возбуждают в человеке энергию агрессии, формируют психологию вседозволенности, нигилизма, культа силы, т. е. способствуют развитию в нем некоей первобытности.

В обществе усиливается бездуховность, учащаются акты вандализма. Растут преступность, насилие, терроризм, казалось бы, во вполне благополучных странах.

Таким образом, прогресс современной науки и техники сулит человечеству не только все возрастающую цивилизованную комфортность существования. К уже названным и известным (экология, Чернобыль, демография и др.) негативным явлениям добавляются новые вызовы и угрозы. Неизвестно, например, что следует ожидать от осуществляемых ныне в ряде стран опытов по клонированию людей. То же самое можно сказать и об Интернете — всемирной компьютерной информационной сети. Уже сейчас у фанатов электронно-вычислительной техники формируются качества человека клакающего (нажимающего пальцами на кнопки-клавиши). Они становятся, по сути, придатком «умной» машины. Для таких людей общение с виртуальным собеседником оказывается гораздо более интересным, чем с живым человеком.

В Интернете появляются все новые сайты, обращение к которым практически не позволяет определить, общается ли пользователь с конкретной личностью или же с искусственным техническим устройством.

 

Необходимость гуманистической духовности

Как видим, цивилизованный человек сегодня формируется в условиях глобальных проблем и противоречивых тенденций. Они порождают глубокий кризис социума, дегуманизацию и вандализацию культуры. Человек все больше превращается в одномерного, роботизированного индивида. У него возникает ощущение бездуховности и установка на потребительство, стяжательство.

В то же время первейшая потребность современной цивилизации найти эффективные способы и средства выживания человечества и обеспечить его дальнейший прогресс. Необходимо установить рациональные отношения между обществом и природой и утвердить для этого гуманистическое видение мира и человека с его правом на жизнь, свободу, справедливость и творчество.

Такое мировоззрение предполагает классический идеал гуманистической личности, которая сочетает в себе физическое совершенство и духовное богатство, видит смысл своего бытия в органическом единстве с природой, обществом, другими людьми на основе солидарности, любви, творчества.

Представители так называемой гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Мас-лоу, Э. Фромм и др.) отвергают представление о человеке как деструктивном (разрушающем) существе. «Я мало разделяю представление о том, что человек в основе своей иррациональности разрушителен. Ядро природы человека по существу своему положительно»,— подчеркивает К. Роджерс. Э. Фромм указывает, что гуманистическая личность в современном мире может сформироваться и формируется на основе таких фундаментальных свойств человека, как любовь, разум, ответственность, забота, уважение и знания.

Именно такая личность обретает подлинную духовность, является выражением красоты человека. Как мудро заметил еще древнекитайский философ Конфуций, человек характеризуется не с ног до головы, а с головы до неба. Ныне обретение духовности для человека означает глубокую внутреннюю потребность в познании мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Духовность сегодня плодотворная бескорыстная деятельность человека «для других» как выражение глубинных чувств солидарности и любви к людям.

Только гуманистическая духовность способна противостоять цинизму и примитивизму, навязываемым современному человеку деструктивными силами. «Цинизм,— справедливо говорил еще Ф. Ницше,— это «искренность» вульгарного человека».

По мнению известного психолога П. Вайнцвайга, действительная сила личности, ее уникальность и неповторимость состоят в раскрытии своего творческого потенциала с помощью разума и воли и должны проявляться в гуманном взаимоотношении с окружающими нас людьми. Для этого человеку необходимы самоконтроль и само-

 

дисциплина, умение сосредоточиться и целенаправленно действовать, самосовершенствоваться.

Сила личности наиболее полно проявляется в творчестве, любви, действенности, культуре мысли. Она — предпосылка уважения достоинства и независимости человека. Достоинство человека лежит в основе прав и свобод личности — высшего выражения гуманистического и демократического характера общества в начале XXI века. Права и свободы человека — первое условие и залог мира, свободы и справедливости на нашей планете,— торжественно провозглашают Устав ООН и Международная Хартия прав и свобод человека. В наше время права и свободы личности являются также необходимым условием и научно-технического прогресса на Земле.

Выводы. 1. Наступивший XXI век с его информационно-компьютерной цивилизацией обещает обществу не только поразительные возможности технологического прогресса, но и несет вполне вероятные опасности развитию личности и человечеству в целом. 2. Преодолеть реальные разрушительные тенденции в современной культуре и усиливающийся кризис личности можно лишь с обретением гуманистической духовности.

 

Словарь

Апокалипсис — пророчество о «конце света». Артефакт — все произведенное культурой.

Гомутер — вполне возможное существо (от хомо + компьютер) в условиях информационно-компьютерной цивилизации.

Инновация — элемент обновления в технике, общественных отношениях. Футуролог — ученый, исследующий проблемы будущего.

О 1. Что такое информационно-компьютерная цивилизация?

• 2. В чем проявляются противоречивые тенденции развития современного общества?

3. Почему для нынешнего общества и цивилизованного человека стало настоятельной необходимостью обретение гуманистической духовности?

ПРАКТИКУМ ПОДУМАЙТЕ

  • Охарактеризуйте в общих чертах цивилизованный опыт человечества в XX в.
  • В чем суть деформации современной культуры?
  • Какое место в культуре информационно-компьютерной цивилизации отводится человеку как личности?

Проанализируйте текст

«Когда мы думаем о XXI в., мы представляем себе небывалое развитие науки и техники: космические полеты, биотехнология, роботы. Однако наше будущее — нечто гораздо более сложное, чем новый, более высокий уровень развития технологии.

Самые удивительные открытия XXI в. будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим само понятие «человек»...

Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. И по мере приближения третьего тысячелетия вся наша деятельность, которая в конце концов и определит наш выбор, дает ответ и на другой вопрос: что значит быть человеком?» (Несбит Дж., Эбурдан П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы.)

Почему авторы будущее нашей цивилизации связывают с новым пониманием понятия «человек» и что значит быть человеком?

ТЕМА ТВОРЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ

«Пределы возможностей компьютера».

 

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Аристотель

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не только не благо, но несомненное и очевидное зло.

Л. Н. Толстой

Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но нельзя забывать, что знание и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин.

А. Эйнштейн

Почему цивилизация на своем пути давит мириады человеческих созданий? Почему с каждым днем принимает все более дикую форму борьба за жизнь, поглощающая лучшие силы каждого, развращающая совесть, ожесточающая сердца, повергающая на землю сотни побежденных вокруг одного победителя.

Э. Амигис

Наша мнимая цивилизация часто бывает одним лишь утончением варварства.

П. Буаст

Цивилизованная дикость — самая худшая из всех дикостей.

К. Вебер

Что можно прочитать

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

Лысков А. П. Человек: путь к цивилизации. М., 1997.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1995.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.