ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

Заключение. Диспут: "Каким видится социум человека в начале третьего тысячелетия?

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

Заключение

Диспут: «Каким видится социум человека в начале третьего тысячелетия?»

Вы перевертываете последние страницы книги. Надеемся, что у вас многое прояснилось из тайн человеческого бытия. За годы изучения курса «Человек. Общество. Государство» вы вместе с нами погружались в сложный и захватывающе интересный мир своего личного «Я», размышляли о месте человека во Вселенной, о людских взаимоотношениях и их социальных действиях. Стало ясным, что индивид, лишь приобщаясь к культуре, возвышается до звания человека. Но люди сами — творцы культурных ценностей. И только от нас зависит их сохранение и приумножение. Вам сейчас как раз время задуматься об этом. Вы на пороге самостоятельной жизни. Теперь уже не_только и не просто ваши знания (хотя информационные потоки будут все более интенсивными и дифференцированными),^ прежде всего ваши свободные и ответственные социальные действия станут определять содержание личной судьбы и общественной динамики^

Уже просчитываются первые месяцы и годы XXI в. Что несет он каждому из нас, цивилизации, всему человечеству?

Вы убедились, что нет недостатка в пророчествах о будущем. Многие из них полны пессимизма, предрекают гибель общества, возврат к дикости, закат цивилизации, конец истории. К сожалению, почва для таких воззрений действительно есть:* 1 углубление экономического кризиса, возможности перенаселения Земли и ядерного самоубийства, разгул насилия и бездуховность, природные и социальные катастрофы.

Но тревожат и иные перспективы. Уже в обозримые десятилетия ожидается возникновение информационно-компьютерного общества. Будет ли это благом для человечества? Или же создадутся мощные и универсальные средства социального манипулирования человеком, его полнейшее омассовление и роботизация, а может быть, и вообще в недалеком уже будущем произойдет смена людской цивилизации цивилизацией электронной?

И все же хочется верить и надеяться, что человечество в новом тысячелетии найдет в себе силы для движения по пути гуманистического прогресса. Но и тут есть тема для дискуссии. Футурологи-оптимисты, в частности, продолжают спорить о судьбах капитализма и социализма как перспективах человеческого будущего. Приверженцы буржуазного строя настаивают на признании его наиболее отвечающим природе человека. Только теперь все чаще мы встречаемся с заменой слова «капитализм» иными терминами: «народный капитализм», «открытое общество», «общество всеобщего благоденствия», «технотронное общество» и т. п. Так, один из известнейших современных философов Карл Поппер считает, что общество, которое Маркс

 

называл «капитализмом», это просто неудачная теоретическая конструкция, «и мы должны возрадоваться,— пишет он в своей книге «Открытое общество и его враги»,— что открытые общества Запада так разительно отличаются от того, как они изображаются в коммунистической иллюзорной идеологии. Я повторяю: эти общества далеки от совершенства. Они, признаюсь, далеки от обществ, основанных, в первую очередь, на любви и братстве. Такие общества несколько раз создавались, но всегда быстро вырождались. Меня, однако, не оставляет надежда, что наши потомки, возможно спустя несколько столетий, нравственно намного превзойдут нас. Считая все это вполне вероятным, я, тем не менее, еще раз повторю: открытые общества, в которых мы живем сегодня,— самые лучшие, свободные и справедливые, наиболее самокритичные и восприимчивые к реформам из всех, когда-либо существовавших».

Но далеко не все согласны с такой характеристикой «открытого общества». Во всяком случае реалии постсоветской действительности, да и самих развитых западных стран, отнюдь не подтверждают похвал в его адрес. А потому далеко не каждого ныне вдохновляет образ будущего в виде «капитализма с человеческим лицом».

Тогда, может быть, стоит серьезнее вдуматься в перспективу социалистического будущего? Многие убеждены, что только социализм дает возможность справедливо организовать общественное производство и распределение продуктов, сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния, утвердить реальный гуманизм.

Жизнь показала, что ориентации на социализм в его «чистом» виде не отвечают духу времени. Но и современный капитализм многое, особенно в социальной сфере, заимствовал из практики бывшего Советского Союза.

Таким образом, в оптимистических ориентациях на будущее правильнее, видимо, исходить не столько из социально-классовых или цивилизованных критериев, сколько из стремления к утверждению на нашей планете высокоразвитого гуманного общества. В нашей стране сохранено многое из социалистического прошлого (государственная и общественно-коллективная собственность, власть народа, жизненные права человека, бесплатные образование и медицина, планирование экономики и др.). Вместе с тем в Республике Беларусь поощряется развитие частной инициативы, утверждаются различные формы собственности, стимулируется переход к новейшим высоким технологиям, привлекается к инвестициям иностранный капитал, существует политический плюрализм.

Главной целью выработанного руководством страны и последовательно реализуемого государственного курса Республики Беларусь является обеспечение могущества нашей Родины, достойной жизни народа и каждого человека. В соответствии с Конституцией у нас

 

строится унитарное, демократическое, социальное правовое государство. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации на деле являются высшей ценностью и целью общества и государства. А теперь можно наметить основные вопросы диспута:

  • Что нужно человечеству, чтобы не допустить перспективы своей гибели?
  • Нужно ли и можно ли ограничивать развитие техники и техно логии?
  • В чем преимущества и опасности компьютерно-информацион ной цивилизации?
  • Как мне представляется общество действенного практического гуманизма?
  • Как осуществляются гуманистические идеи в проводимых в нашей республике преобразованиях?
  • Как я вижу свое участие в процессе обновления белорусского общества?

Авторы надеются, что курс «Человек. Общество. Государство» поможет найти ответы на подобные смысло-жизненные вопросы.

Вам, наши молодые друзья, предстоит вместе со старшими поколениями строить общество будущего, мир человека гуманного.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.