Биография, Бабель Исаак Эммануилович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Бабель Исаак Эммануилович. фото фотография фотка Бабель Исаак Эммануилович. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3

Бабель, Исаак Эммануилович

(р. 1894 в Одессе) — один из известнейших современных беллетристов; сын купца-еврея. До 16 лет изучал талмуд, потом учился в Одесском коммерческом училище. В 1915 переехал в Петербург. Начал литературную деятельность в 1915 в «Летописи» Горького. Участвовал в гражданской войне, м. пр. и в рядах конармии Буденного. Началом «настоящей» литературной работы считает 1924, когда напечатал в журн. «Леф» несколько рассказов. Обычно на фоне утрированного приподнято-романтического стиля, идущего у нас от лирики Гоголя через Горького, Б. дает читателю ощутить: язык крестьянско-солдатской массы с внедренными в него элементами старого народного художественного стиля и газетно-митингового жаргона; «блатной» жаргон одесских налетчиков-евреев; речь талмудистов западного края и т. д. — Подход Б. к языку часто носит аналитический пародийный характер. Владение языком отдельных групп и профессий дает Б. возможность через особенности стиля прекрасно передавать психику своих героев (см., напрель, «Соль», «Письмо», «Тимошенко и Мельников»). На фоне современного распада жанров выделяется специфическая новелла Б., с ее краткостью, остротой, выразительностью, насыщенностью содержанием; при всей своей краткости она часто имеет развернутый сюжет и орнаментирована лирическими отступлениями, сделанными чаще всего в пародийном стиле. Герои Б. показаны в проявлении своей психики, парадоксально-сконцентрированном до анекдотичности, до гротеска. Тематика Б. пока не особенно богата: евреи-бандиты дореволюционной Одессы; еврейская обывательщина Одессы и местечек западного края до революции и в советско-польскую войну; низы городской бедноты и, гл. обр., партизанско-крестьянские элементы армии Буденного, — вот материал, обрабатываемый Б. Подход Б. к материалу типично-романтический и субъективный: Б. берет из жизни лишь то, что так или иначе поражает его воображение. Притом Б., помня всегда о сущности реального мира и напоминая о ней читателю, часто преломляет ее сквозь произвольно выбранную призму какого-либо романтизма: напрель, грустный романтизм отходящего ортодоксального еврейства; романтизм молодого и слишком прямолинейного и задорного революционного оптимизма; романтизм примитивного полукрестьянского «коммунизма» сознательных конармейцев и т. п. — Б. изображает противоречивые фигуры бойцов-полупартизан, трудно перерастающих из мелкобуржуазной психики в коммунистическую или соединяющих в себе геройскую преданность революции с остатками бандитизма, собственничества, всяких предрассудков. Это сделало бабелевское изображение конармии односторонним и вызвало протест т. Буденного («Октябрь», No 2, 1924). Тов. Воронский правильно отмечает, что в рассказах Б. нужно искать не объективное изображение конармии, а отражение внутреннего мира самого Б.

Забывая слишком часто показать основной смысл, цель и причины революции, рисуя лишь ее отдельные проявления, б. ч. внешние и парадоксальные до уродливого или смешного, Б. дает возможность хорошо понять одну из составных частей общереволюционной картины, именно — психологию красной партизанщины, втянутой в Первую конармию, и отсюда делать выводы о природе солдатско-крестьянской революционности.

Лит.:Автобиография Б. помещена в сборнике «Писатели», изд. «Современные проблемы», М., 1921; Воронский, А., «Литературные типы», И. Бабель, M., l 925; Шкловский, В., И. Бабель, да. «Леф», No 2, 1924; Горбачев, Г., Новеллы Бабеля, «Два года лит. революции», Л., 1926.

Бабель, Исаак Эммануилович

[1894—] — выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Лит-ую работу начал в 1915 в журнале Горького «Летопись» (см.) рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его литературных выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии «Конармия» появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу «Конармия», — с другой — разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра («Закат», 1928) и кинематографического сценария («Беня Крик») — материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические («История моей голубятни» и др.) и эпико-романтические, главным персонажем которых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик («Одесские рассказы», «Король», «Как это делалось в Одессе». К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все до сих пор написанное Б. вне этих двух линий — быта Конармии и местечкового еврейского быта — крайне немногочисленно и не может идти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства («Исусов грех», «Ты проморгал, капитан»). В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской литературе.

Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной литературе, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б. — о Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Б. молодая советская литератуpa получила сильного художника, «попутчика» (см.), с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. — крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной литературы и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к лит-ым фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного литературного мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере не правы поэтому были те критики, которые желали видеть в «Конармии» Б. реалистическое произведение, адекватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажении, которым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, — превратила Б. в скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России. Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напрель «История моей голубятни»), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б. — художника, — черта характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову, как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно.

Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, — некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью, как ее романтически преломленное подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее.

Библиография: Буденный С., Бабизм Б., «Октябрь», кн. 4, 1924; Шкловский В., Б., «Леф», кн. 2 (6), 1924; Вешнев В., Поэзия бандитизма, «Молодая гвардия», кн. 7—8, 1924; Лелевич Г., На литературном посту, Тверь, 1924; Воронений А., Лит-ые типы, М., 1925; Его же, Лит-ые записи, М., 1926; Горбачев Г., Новеллы Б., «Два года лит-ой революции», Л., 1926; Лежнев, Вопросы литературы и критики, М., 1926; Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Лит-ый дневник), М., 1928; Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги литературного года), М., 1928; Полонский В., О современной литературе, М., 1928.

Бабель, Исаак Эммануилович

Род. 1 (13) июля 1894, в Одессе, в состоятельной еврейской семье; ум. 17 марта 1940 г. в Москве. Писатель. Окончил в 1911 г. Одесское Николаевское коммерческое училище, в 1916 г. — Киевский коммерческий институт (экономическое отделение). Рано начал писать; уже в 1915 г. ездил в Петроград, чтобы опубликовать свои сочинения, но безуспешно. Напечататься Б. удалось в 1916 г., в журнале М. Горького «Летопись» («Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна», «Мама, Римма и Алла»), а затем в Петрограде, в «Журнале журналов» («Мои листки», петербургские зарисовки). После Октябрьского переворота работал в иностранном отделе Петроградской ЧК (декабрь 1917 г.). С марта 1918 г. — корреспондент петроградской «Новой жизни». В 1919—20 гг. работал заведующим редакционно-издательским отделом Госиздата Украины, в Одессе, весной 1920 г. ушел на фронт, в Первую конную армию, корреспондентом газеты «Красный кавалерист» (псевд. Кирилл Васильевич Лютов, русский). Переболев тифом, Б. вернулся в Одессу. В 1922—1923 в городской печати появляются его рассказы («Грищук», «Король»). В эти же годы Б. пишет знаменитую «Конармию» («Соль», «Измена», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионовича», «Письмо» и др.) и не менее знаменитые, но совершенно не похожие на нее «Одесские рассказы». В середине 20-х гг. Б. пишет пьесу «Закат», сценарии «Беня Крик», «Блуждающие звезды». Однако эти работы показались Б. неудачными, и это ознаменовало начало творческого кризиса. В последующие годы Б. пишет мало, много ездит (в т. ч. и за границу), собирает материалы для книги о Гражданской войне, но почти не публикуется. В 1936 г. вышел его последний сборник. 15 мая 1939 Б. был арестован по обвинению в антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов в отношении руководителей ВКП (б) и 27 январь 1940 г. расстрелян.


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
сopyright © 2006-2016
red @ slovo.ws