Биография, Гиппиус Зинаида Николаевна. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Гиппиус Зинаида Николаевна. фото фотография фотка Гиппиус Зинаида Николаевна. фото фотография фотка Гиппиус Зинаида Николаевна. фото фотография фотка Гиппиус Зинаида Николаевна. фото фотография фотка Гиппиус Зинаида Николаевна. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3

Гиппиус, Зинаида Николаевна

(Мережковская) [1869—] — поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним — Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в «Северном вестнике». Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала «Новый путь». Ей принадлежит также ряд статей в «Мире искусства». Символизм Г. — это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении — книга рассказов «Новые люди» [1907] и сборник «Небесные слова», составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: «Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться — вот и станет вам спокойно жить» (рассказ «Легенда»). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества:

«Стою над пропастью, под небесами —
Но улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок бог, но не могу молиться,
Хочу любви, но не могу любить...» [1893].

К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен («Отец! Отец! Склонись к твоей земле, — она пропитана сыновней кровью»).

Октябрьскую революцию Г. восприняла, как «блудодейство», «неуважение к святыням», «разбой». Стихи Г. периода 1917—1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер:

«Рабы, лгуны, убийцы, тати ли —
Мне ненавистен всякий грех.
Но вас, Иуды, вас, предатели,
Я ненавижу больше всех».

Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием «Живые лица»). Вступивший в ВКП (б) В. Брюсов, по ее мнению, «похож на шимпанзе»; зато «Аня» (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное «творчество» Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует «звериный лик» эмигрантщины.

Библиография: I. Рассказы — т. I («Новые люди»), СПб., 1896 (то же, изд. М. Пирожкова, СПб., 1907); т. II («Зеркала»), СПб., 1898; т. III (Рассказы), СПб., 1902; т. IV («Алый меч»), СПб., 1906; т. V («Черное по белому»), СПб., 1908; т. VI («Лунные муравьи»), М., 1912; Чортова кукла, М., 1911; Роман-царевич, М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи [1914—1918], П., 1918, Стихи (Дневник 1911—1921), Берлин, 1922.

II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, «Лит-ый распад», кн. 2-я, 1908; Лундберг Ев г., 3. Гиппиус, 1911; Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус), М., 1912; Гиппиус 3., Автобиографическая заметка, «Русская литература XX в.", под ред. С. А. Венгерова, т. I; Бpюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I.

III. Фомин A. F., Библиография новейшей русской литературы, «Русская литература XX в.", т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия [1917—1927], т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

Гиппиус, Зинаида Николаевна

[в замужестве Мережковская; 08(20).11.1869—09.09.1945] — поэт, писатель, литературный критик. Род. в г. Белев Тульской губ. Училась в Нежине, потом в Москве, в гимназии Фишера. В 1888 в г. Боржоми познакомилась с Д. С. Мережковским и в 1889 вышла за него замуж; они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на день. После переезда в Петербург Г. активно участвует в литературной жизни столицы. С 1902 по 1912 выходят 6 кн. рассказов Г., а также 3 романа и 2 сб. стихотворений. В 1899 Г. сближается с редакцией ж. «Мир искусства», где печатаются ее стихотворения и статьи. В последующие годы совм. с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым, В. А. Тернавцевым участвует в религ. — филос. собр. в Петербурге, где впервые встречаются и ведут собеседования писатели, философы, иерархи и священники Рус. православной церкви. Вместе с Д. С. Мережковским и Д. Ф. Философовым Г. уезжает в Париж, чтобы ближе узнать новые религ. и революц. течения. Там выходит их кн. «Царь и революция» (1907). Незадолго до Первой мировой войны Г. возвращается в Россию. Октябрьскую революцию встретила крайне враждебно и вскоре порвала со всеми, кто сотрудничал с большевиками, в том числе с Блоком и Белым. В 1919 уезжает из Петрограда и тайно переходит русско-польскую границу около Гомеля. В 1920 Г. и Д. С. Мережковский обосновываются в Париже. По воскресеньям у Мережковских собираются представители рус. зарубежья, а в 1925 начинаются вечера «Зеленой лампы», где выступают с религ. — филос., литературными, обществ. — полит. докладами. Собр. «Зеленой лампы» длились до начала Второй мировой войны и были целой эпохой в жизни рус. Парижа. В своих стихах Г. борется с тленом жизни, страхом небытия и разлуки; в них сильны мотивы тоски по иному миру и вера в божеств, природу любви, понимание, что «сущность любви есть ведение и видение Бога». Не принимала монархии в России, ибо последняя противоречит религ. принципам. В критических статьях отличалась крайней резкостью тона и ультимативностью характеристик (псевд. Антон Крайний). Умерла в Париже.

Г. не занималась филос. профессионально. Тем не менее практич. все ее творч. имеет своеобразное теор. основание в филос. «нового религ. сознания» (даже стихи Г. являются необычным примером филос. лирики). Более того, Г., вместе с Д. Мережковским и В. Розановым, была одним из инициаторов этого течения начала XX в. Выработка взглядов Г. происходила в постоянном творческом диалоге с формированием филос. мировоззрения ее мужа. Многие идеи являются общими для обоих мыслителей. Для Г. характерна мысль о «тройственном устройстве мира». Первая мировая сфера — личностная, единство человеческого «я». Вторая — выражение дух. потенций личности в любви к др. «я», когда человек перестает быть одиноким, но единственность каждого не теряется («Живые лица». Кн.II. Тбилиси, 1991. С.247). (Здесь очевидно влияние эротической утопии В. Соловьева на взгляды Г.) Третья же сфера — введение множественности др. «я», отношений между ними, об-ва, причем основой для третьей сферы являются две первые. Внимание к внутр., дух. жизни человека поставило перед Г., получившей в детстве религ. воспитание, вопрос о том, каким образом включается «мир-космос и мир человеческий в зону христианства», как отвечает реальная ист. церковь на дух. искания человека. Попыткой решения этого вопроса стало участие Г. в знаменитых религ. — филос. собр., ставших ареной споров о будущем христианства. Г. утверждает необходимость обновления христианства, соединения его нравств. ценностей со свободой иссл., творч., реальной жизнью об-ва. «Мы соберемся, чтобы хотеньем / В силу бессилие преобразить. / Веру с сознаньем, мысль с откровеньем, / Разум — с любовию соединить», — провозглашает Г. в одном из своих стихотворений («Живые лица». Кн.I. С.71). Г., а вслед за ней и Мережковский приходят к выводу, что концепция «тройственного устройства мира» проявляется в истории и как логика религ. движения: Ветхий Завет (сосредоточение на своем «я»), Новый Завет (пришествие любви к ближнему) и грядущий Третий Завет, «Третье Царство» новой религ. общественности. «Третье Царство» представлялось Г. результатом мистической революции. Необходимость такого дух. (не полит.!) переворота в совр. об-ве вытекает из настоятельной потребности преодолеть отчуждение людей друг от друга, одиночество страдающего человека среди себе подобных: «Сквозь эту мглу, сквозь эту сетку, / Друг друга видим мы едва. / Чуть слышен голос через клетку, / Обезображены слова» (там же). Идеал Г. — безгосударственная религ. — общин-ная организация об-ва, в к-рой будет преодолена «бездна» между церковью и об-вом, Богом и Миром.

Соч.: Новые люди. СПб., 1896; Зеркала.СПб., 1898; Собр. стихов. Кн.1—2. М., 1904—1910; Алый меч. СПб., 1906; Черное по белому. СПб., 1908; Литературный дневник. 1899—1907. СПб., 1908; Лунные муравьи. М., 1911; Роман-Царевич. М., 1913; Живые лица. Т.1—2. Прага, 1925; Петербургский дневник. 1914—1918. Белград, 1929; Стихотворения и поэмы. Т.1—2. Мюнхен, 1972; Дмитрий Мережковский. Париж, 1951 (М., 1991).

Гиппиус, Зинаида Николаевна

Род. 8 (20) ноября 1869, в г. Белеве Тульской губернии, ум. 9 сентября 1945, в Париже. Прозаик, поэт, литературный критик, мемуарист. Яркая представительница «старших символистов». Образование получила домашнее, хотя некоторое время обучалась в Киевском женском институте (в1877—78) и гимназии Фишер в Москве (1882). С детства увлекалась литературой, музыкой, живописью, писала стихи, вела дневник. Литературный дебют — стихи «Посвящение» и «Песня» («Северный вестник», 1888). С 1889 г. замужем за Дмитрием Мережковским — писателем, поэтом, драматургом, философом, публицистом (см.). В том же году супруги переезжают в Санкт-Петербург. Литературный круг Мережковских в это время очень широк: Я. Полонский, А. Волынский, Д. Григорович, А. Майков. Семейный и творческий союз двух незаурядных, одаренных личностей, оказался на редкость плодотворным и устойчивым: они прожили вместе 52 года, пережив три революции, эмиграцию, нацистскую оккупацию, при этом оба состоялись как выдающиеся писатели. Талантливый поэт и критик, Зинаида Гиппиус в начале ХХ века становится признанным авторитетом в литературе. На квартире Мережковских происходят литературные и философские собрания, постоянными участниками которых является целое созвездие философов и литераторов: В. Розанов, Ф. Сологуб, Н. Минский, Н. Бердяев, Поликсена Соловьева, Д. Философов, Андрей Белый, В. Брюсов, А. Блок, Вячеслав Иванов. Сама же Зинаида Николаевна участвует в «средах» в «башне» Вячеслава Иванова. В 1901—1903 гг. участвовала в организации Религиозно-философских собраний (вместе с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и Д. Философовым). Автор «Литературного дневника» (сборник лит. — критич. статей 1898—1908 гг., 1908, опубл. под псевд. Антон Крайний). Октябрьский переворот встретила чрезвычайно враждебно. Мережковские порывают отношения с писателями, которые стараются приспособиться к новой власти и даже пойти на сотрудничество с ней (В. Брюсовым, А. Блоком, Андреем Белым). С 1919 г. в эмиграции, с 1921 г. в Париже. В 1926 году одна из организаторов литературно-философского общества «Зеленая лампа», в 1928 г. участница 1-го съезда русских писателей в Белграде.

Автор поэтических сборников «Собрание стихов. 1889—1903» (1904), «Собрание стихов. Кн. 2. 1903—1909» (1910), «Последние стихи. 1914—1918», «Стихи. Дневник 1911—1921» (Берлин), «Сияния» (Париж, 1938); сборников прозы «Новые люди» (рассказы, 1896, 1907), «Зеркала» (рассказы, 1898), «Третья книга рассказов» (1902), «Алый меч» (1906), «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912); трилогии «Чертова кукла» (1911—12); пьесы «Зеленое кольцо» (поставл. в 1915 г. В. Э. Мейерхольдом в Александринском театре); множества литературно-критических статей (сотрудник «Мира искусства», 1899—1901; религиозно-философского журнала «Новый путь» — фактический соредактор, 1903—1904 гг.; журнала символистов «Весы», 1906—1908, ведущий критик; «Русской мысли», 1910— 14, «Нового слова», «Новой жизни», Вершин», газет «Речь», «Слово», «Утро России», «День»). Мемуары «Живые лица» (в 2 т., 1925, Прага), «Дмитрий Мережковский» (не окончена, Париж, 1951).


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
сopyright © 2006-2016
red @ slovo.ws