Биография, Плещеев Алексей Николаевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Плещеев Алексей Николаевич. фото фотография фотка Плещеев Алексей Николаевич. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2 Плещеев, Алексей Николаевич

— поэт; род. в Костроме 22 ноября 1826 г.; учился сперва в СПб. школе гвардейских подпрапорщиков, потом в Петербургском университете, но ни в том, ни в другом заведении курса не окончил и, выйдя из университета, посвятил себя исключительно литературной деятельности, сперва как поэт, затем как прозаик. Его первые стихотворения и рассказы напечатаны в «Отечественных записках» 1847, 48 и 49 гг. В 1849 г. в деятельности П. наступает перерыв, вызванный его арестованием по делу Петрашевского (см. Петрашевцы) и ссылкою в Оренбургский край рядовым, заменившею по конфирмации имп. Николая I смертную казнь, к которой П. был приговорен вместе со многими другими участниками дела. Пребывание его в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь он оставался в военной службе (последовательно рядовым, унтер-офицером и прапорщиком, принимая участие и в военных действиях во время штурма кокандской крепости Акмечет), а год — в гражданской, после чего, получив разрешение жить в столице с возвращением ему прав потомственного дворянства, поселился сперва в Москве, а с 1873 г. — в Петербурге. Еще из Оренбургского края он начал присылать в журналы (преимущественно в «Русский вестник») свои стихотворения и рассказы; с переселением в столицу деятельность его пошла непрерывным ходом и не прекращалась почти до самой смерти, выразившись во множестве стихотворений, как оригинальных, так и переводных (из поэтов английских, немецких и французских), в переводах крупных драматических произведений («Ратклиф» Гейне, «Магдалина» Геббеля, «Струэнзе» Вера и др.), в целом ряде повестей (между ними главные: «Буднев», «Пашинцев», «Карьера») и в довольно многочисленных журнальных статьях, большею частью компилятивного характера, по иностранной литературе (самая крупная между ними — «П. Л. Курье, его жизнь и сочинения»). Тяжелая литературная и журнальная работа в связи с материальною нуждою, постоянно преследовавшею поэта, постепенно подрывала его здоровье. На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года: он скончался в Париже 26-го сентября 1893 г. Тело его перевезено в Москву.

Как человек, П. отличался не омрачаемою ничем чистотою души; среди жестких и частых толчков реальности, даже изнемогая под ними, он все-таки продолжал оставаться чистейшим идеалистом и звал других на такую же идеальную службу человечеству, ни разу не изменил себе, «нигде и никогда (как было сказано в стихотворном адресе по случаю его сорокалетнего юбилея) не поступясь пред светом благими чувствами». Поэзия П. есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определенным характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом, группирующим вокруг себя свои видоизменения и разветвления, всегда сохраняющие, однако, ненарушимым основной фундамент. В поэзии П. этот мотив — гуманность в самом обширном и благородном значении слова. Будучи применена преимущественно к окружавшим поэта явлениям общественным, эта гуманность естественно должна была принять элегический характер, но его грусть всегда сопровождается непоколебимой верой в победу — рано или поздно — добра над злом; в этом отношении не лишено значения то обстоятельство, что первым стихотворением П. было столь популярное «Вперед», в котором поэт требует от призываемых им «на доблестный подвиг» друзей, чтобы они отреклись «от страха и сомненья», ибо в небесах видна «заря святого искупленья» и т. д. И таких стихотворений у П. гораздо больше, чем тех, где выражаются безнадежное уныние, сомнение, разочарование и т. п. При своем чисто поэтическом достоинстве (отнюдь, однако, не позволяющем причислить П. к поэтам первостепенным уже по однообразию его мотивов) они составляют также общественную, гражданскую сторону его поэзии, действуя оживляющим и укрепляющим образом. Одно из самых видных мест занимает П. в литературе детской; его стихотворения из детской жизни и посвященные детям (сборник «Подснежник») как нельзя больше соответствуют своей цели свежестью чувства, благородством мысли и безыскусственностью, но в то же время художественностью внешней формы. Такое же почетное место следует отвести ему как переводчику: все его переводы обличают руку истинного поэта, оставаясь верными и букве, и духу подлинника. Беллетристические произведения его в прозе не выходят из ряда посредственных по содержанию и исполнению, хотя читаются легко, а некоторые и не без интереса. Полное собрание стихотворений П. издано в 1887 г.; 2-е издание, с некоторыми дополнениями, сделано уже после его смерти его сыном, в 1894 г.; последним изданы также «Повести и Рассказы» П.

Плещеев, Алексей Николаевич

[1825—1893] — русский поэт. Род. в дворянской семье, обучался в школе гвардейских подпрапорщиков и Петербургском университете. Как активный участник кружка петрашевцев в начале 1849 был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Суд решил «во внимание к молодым его (П.) летам лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь, на поселение», но Николай I наложил резолюцию: «Рядовым в Оренбургские линейные батальоны». П. служил в Уральске, участвовал в военных действиях и в 1856 был произведен в прапорщики. В 1858 получил разрешение жить в столице и вскоре переехал в Москву. В 1872—1884 П. жил в Петербурге, состоял членом редакции «Отечественных записок» и заведовал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии «Отечественных записок» Плещеев этим же отделом заведовал в «Северном Вестнике».

П. стал печататься в журналах с 1843, а в 1846 выпустил сборник стихов. В 40-х гг. это — яркий и популярный певец радикальной молодежи, поэтический трибун петрашевцев. Его стихотворение «Вперед без страха и сомнения» справедливо названо в одном исследовании «своего рода марсельезой поколения 40-х гг.". Довольно расплывчатые лозунги этого стихотворения без труда расшифровывались современниками как пропаганда утопического социализма. П. был одним из идеологов левого крыла дворянской интеллигенции, отвергавшего самодержавно-крепостнический строй, но не умевшего найти пути к крестьянской массе.

С 1856 П. снова стал печатать стихи в журналах, а в 1858 выпустил новую книгу стихов. Добролюбов отметил отсутствие в этой книге «мощных призывов» и «гордых увлечений», характерных для раннего творчества П. И действительно, поэзия П. после ссылки свидетельствует о надломе, об утрате героического порыва юности («Расстался я с обманчивыми снами Моей давно исчезнувшей весны»). С другой стороны, во второй книжке П. отразились некоторые либеральные иллюзии относительно реформ Александра II. Однако П. не спустился до уровня рядового либерально-дворянского поэта. Если осуждение господствующих классов не переросло у него в жгучую ненависть, если сочувствие к трудящимся и угнетенным массам не вылилось в неутомимую жажду революционного действия, если П. не смог стать поэтическим идеологом революционной демократии, он все же сумел сохранить к ней известную близость. Недаром о его стихах тепло отозвался Чернышевский, а Добролюбов признавал наличие в нем «восприимчивости к веяниям жизни». Жгучий стыд за потерю боевого энтузиазма и революционной воли, преклонение перед людьми революционного действия, теплая любовь к угнетенной бедноте — таковы мотивы лучших стихотворений позднего П.

Как переводчик П. особенно много сделал для популяризации в России поэтов зап. — европейской революционной демократии (Барбье, Петефи, Гейне, Фрейлиграт, Гервег, М. Гартман и др.).

В своих прозаических произведениях Плещеев изображал преимущественно либеральных «лишних людей», отвергавших косную среду, но не умевших действовать. Уже Добролюбов отметил, что у П. намечается иронический взгляд на этих героев либерального барства; однако П. не сумел подняться до такой сатиры на «лишних людей», какую дали художники революционной демократии (ср. образ Щетинина в романе Слепцова «Трудное время» и т. д.).

Библиография: I. Повести и рассказы, 2 тт., под ред. П. Быкова, СПб, 1896—1897; Стихотворения, под ред. П. Быкова, изд. 4-е, СПб, 1905.

II. Быков П., Биографический очерк при «Стихотворениях»; Юдин П., Плещеев в ссылке, «Исторический вестник», 1897, V; Eго же, К биографии Плещеева, там же, 1905, X; М. Д., Плещеев в форте Перовском, «Минувшие годы», 1908, X; Семевский В. И., Петрашевцы: С. Н. Дуров, А. И. Пальм, Ф. М. Достоевский и А. Н. Плещеев, «Голос минувшего», 1915, XI — XII. Ряд критических статей о Плещееве собран в хрестоматии В. Покровского, A. Н. Плещеев, М., 1911. Критические отзывы: Mайков В., Собр. сочин., т. II, СПб, 1906; Добролюбов H. A., Сочинения, т. II, СПб, 1896 [Стихотворения Плещеева, т. IV, СПб, 1896 (Благонамеренность и деятельность)]; Чернышевский Н. Г., Сочинения, т. VIII, СПб, 1906; Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы, СПб, 1900; Венгеpов С. А., Героический характер русской литературы, СПб, 1911; Боровский B. В., Сочинения, т. II, Соцэкгиз, М., 1931.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва — Ленинград, 1924.


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
Пользовательское соглашение - сopyright © 2006-2017
red @ slovo.ws