ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 3. Лики культуры

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 3. Лики культуры

Лики культуры многообразны. Культура в своем функционировании есть мир культур. Ученые выделяют такие относительно целостные ее образования, как этнонациональная, элитарная, «массовая культура», молодежная субкультура и др.

Раскроем прежде всего основное содержание явления, которое получило название «массовая культура». Нередко ее отождествляют с культурой масс, якобы присущей всем временам и народам. Это не так.

Среди обстоятельств, которые главным образом определили возникновение, становление и дальнейшее развитие «массовой культуры», называют следующие:

массовый, стандартизированный характер современного духовного производства и превращение его продуктов в товар;

интенсивное развитие коммуникативной техники, средств массовой информации как высокоэффективных способов распространения культуры;

общий процесс демократизации культуры, находящий свое выражение в распространении образования, приобщении широких масс людей к культурным ценностям и творческой деятельности, в межкультурном взаимодействии и обмене результатами творческой деятельности.

В результате мир, по выражению канадского философа М. Мак-люэна, превратился в «большую деревню», в которой жители связаны

 

едиными информационно-коммуникативными потоками. Возникла новая форма функционирования культуры, ее особый тип.

В наши дни «массовую культуру» чаще всего связывают с культурой «усредненной», обращенной к широким слоям потребителей, сознанием которых производители массового продукта нередко манипулируют, и функционирует она по законам рынка.

Элитарная культура

«Элитарную культуру», как и «массовую», ученые также толкуют по-разному. Одни под «элитарным» понимают модернистские формы современного искусства, доступные освоению лишь относительно узкой группой ценителей. Другими «элитарная культура» толкуется как культура привилегированных слоев, которым доступно приобретение высококачественного духовного товара.

Однако сегодня в культурологии явно обозначился отход от подобных трактовок «элитарной культуры». Все больше утверждается понимание ее как «высокой культуры», сохраняющей преемственную связь с классической традицией, гуманистическими ценностями.

 

Думается, что такой подход имеет право на существование. В нем отражается одно из существенных противоречий совре-_менной культуры: между массо-—выми формами духовного потребительства и культурой как универсальной мерой возвышения и самосовершенствования человека, т. е. подлинной культурой в ее гуманистическом призвании. Такая культура всегда ставит индивида перед_._необходимостью замечать необычное в кажущемся обыкновенном, исключительное — в будничном, неповторимое — в преходящем. Она не дает

ему цримириться с собственной вторичностью, остаться в заурядности обыденного существования. Как писал выдающийся гуманист современности А. Швейцер, в культуре индивиды «постигают идеалы... человека».

 

Язык молодежной субкультуры

Многообразие мира культур и ее носителей передается еще и таким понятием, как «субкультура». Префикс «суб» означает «под», он таким образом определяет сущность, главное содержание субкультуры.

От субкультуры следует отличать явления, называемые «антикультурой» (варварство, вандализм, нигилизм их п.).

Субкультура есть специфический способ существования культуры вообще. Выделяют, например, городскую и сельскую, профессиональную и молодежную субкультуры. Они являются одним из способов включения индивида в общую культуру. Каким же образом это происходит?

Обратим внимание на то обстоятельство, что каждая из вышеназванных субкультур выступает как среда ее определенных носителей, имеющих свои отличительные признаки. Так, соответственно, молодежная субкультура формируется как модель поведения социальной группы и образующих ее индивидов из числа и в лице молодежи.

Для молодежной субкультуры характерны:

знаковая символика (что выражается, в частности, в одежде, прическе, жаргоне, приверженности кумирам в музыке, спорте и т. д.);

особый стиль поведения (принятые в группе формы общения и взаимодействия, а также реакции на окружающую среду);

относительная общность и (или) направленность интересов (в современной музыке, спорте, религии и т. п.);

своеобразные формы объединения (тусовка, легальная, полулегальная, закрытая спортивная — клуб фанатов и т. п.);

общие объекты поклонения или подражания (популярные рок-музыканты и рок-группы и др.).

Для молодежной субкультуры характерна постоянная смена «языка», «знака», «символа», «имиджа» ее носителей, социальной группы, т. е. молодежи.

История молодежного движения свидетельствует о том, что по мере того, как усиливается влияние формально организующего начала, возрастает оппозиционный дух субкультурных образований. Поэтому отнюдь не случайно, что субкультурный процесс носит волнообразный характер: 1) 50-е — середина 60-х гг. XX в.— «новая романтика» (клубы самодеятельной песни, туристические объединения, возникновение явления «стиляг»); 2) конец 60-х —70-е гг.—«классический неформалитет» (хиппи, панки, рокеры, фанаты, пацифисты и др.); 3) середина 80-х гг.—деятельность различных неформальных объединений; 4) 90-е гг.— самый разнообразный характер молодежных субкультур: от тусовочных объединений (футбольные фанаты и т. д.) до молодежных организаций.

Часто противопоставляемые официальным ценностям духовные установки отдельных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники и др.) называют контркультурой.

Мы уже говорили о том, что культура представлена в знаковых системах. Наиболее важной из них является язык, которым мы пользу-

 

емся. На нем основываются все остальные знаковые системы (языки) — математический, язык жестов, одежды и др. Это положение относится и к субкультуре. Поэтому любая молодежная субкультура пользуется всеобщими формами культуры; она имеет свои ценности, особые формы общения, представлена в языке, средствах, способах своей трансляции и воспроизводства. Эти формы являются своеобразным видом самоопределения членов молодежной группы или предстают как модель поведения данной социально-демографической группы и ее членов. В зависимости от условий конкретного времени функционирования формы выражения молодежной субкультуры могут изменяться.

Выводы. 1. «Массовая культура» — это культура трех «М»: она есть результат развития средств массовых коммуникаций, производства массового духовного продукта, ориентированного на массового потребителя. 2. «Элитарную культуру» понимают не просто лишь как ценности для ограниченного «круга избранных». В отличие от «массовой культуры» с ее ориентацией на стандартизированные потребности большого количества людей (потребителей), «элитарная культура» содержит в себе высшие достижения творческой деятельности человека образцы культуры, сохраняющие преемственность с классической традицией и гуманистическими ценностями. 3. Определенные социальные группы имеют свои характерные способы производства и потребления культурных ценностей, что выражается в понятии «субкультура». 4. Молодежная субкультура представляет собой тип культуры, в которой и посредством которой ее носители осознают себя как та или иная относительно обособленная группа. Молодые люди создают свою субкультуру как особый способ самоутверждения.

Словарь

Вандализм — бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Варварство — крайняя жестокость, грубость.

Имидж — целенаправленно формируемый образ, в истинность которого побуждают поверить.

Коммуникативный — связанный с передачей людьми информации друг другу-

Манипулирование — скрытое управление сознанием (потребностями) человека.

Массовая культура—1) тип культуры, предметы которой стандартизированы и предназначены для широких потребительских слоев, для массового потребления; 2) форма функционирования современной культуры.

Модель — образец, предмет, замещающий другой предмет (оригинал).

Стиль — устойчивая общность форм выражения (например, художествен ных средств) и содержания. •

 

О 1. В чем состоит различие «массовой» и «элитарной» культур? • 2. Что такое субкультура?

  • Каковы характерные признаки молодежной субкультуры?
  • Как всеобщие формы культуры проявляются в субкультуре? Приведите примеры.
  • Используя дополнительный материал, опишите ту или иную разновидность молодежной субкультуры.

ПРАКТИКУМ ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИАЛОГУ

1. «Нельзя допустить понижения качества творчества во имя количества. Делом творцов культуры должно быть не унизительное приспособление к мас совому социальному движению, а облагораживание этого движения, внесение в него аристократического начала качества» (Н. А. Бердяев).

Что, по-вашему, означает «аристократическое начало качества» применительно к культуре?

Вспомните основные признаки «массовой культуры».

2. «...Происходит, на мой взгляд, самое опасное: пустота начинает запол няться пошлостью, произведениями удручающе низкого качества... Все это сейчас всплывает на поверхность как пена: эти жуткие видеофильмы на каж дом углу» (Р. Паулс).

Согласны ли вы с такой оценкой ситуации в «массовой культуре»? Не могли бы вы проиллюстрировать на примерах высказывание известного латышского композитора?

Чем можно объяснить наплыв духовной продукции «низкого качества». Как ей противостоять? Предложите свои «рецепты».

3. Американский исследователь Д. Джонс, проанализировавший измене ния характера героя западных новелл — «вестернов», начиная с 1830-х гг. и до наших дней, отмечает, что степень популярности «героя» прямо связана с возрастанием его «антисоциального статуса и присущего ему неприятия соци альных ограничений».

Вы согласны с таким заключением? Приведите свои аргументы.

Выделите основные темы современного массового кино и типы его героев.

С чем, на ваш взгляд, связано нынешнее половодье насилия, жестокости, аморализма в кино? Почему и во имя каких «ценностей» так обесценена человеческая жизнь? Можно ли этому противостоять?

4. Из кинословаря 1986 г. «Китч — это утрированная имитация форм, свя занных в массовом сознании с престижными ценностями культуры, и прежде всего фабрикация примитивной чувственно-приятной красивости, исходящей из образцов, которые узаконены в области высокого искусства» («Китч» — от нем. verkitschen — выбрасывать).

«Китч» иногда используют как «прообраз» подделок под высокую культуру. Могли °ь| вы привести примеры подобных подделок — «чувственно-приятной красивости»? Чем они отличаются от высокохудожественных и эстетически выдержанных произведений?

 

5. «Не стоит опасаться существования в стране элитарной культуры. Элитарность крайне опасна только тогда, когда она опирается на протекци онизм, «заслуги родителей» или на собственное чиновничье положение в обществе, когда элита строго ограждает себя знаниями, степенями, даже просто возрастом или должностями. Но элитарная культура талантов и образо ванных людей непременно должна существовать в нормальном культурном обществе» (Д. С. Лихачев).

Выделите возможные определения, что такое «элитарная культура».

6. «...Не следует думать, что человечество... уже прошло вперед в смысле культуры и хорошего вкуса и что для молодого человека миновала жестокая и грубая эпоха! Разумеется, человечество в целом идет вперед, но молодежь-то все начинает сначала, и любой индивидуум должен пройти через все эпохи мировой культуры» (И. Гёте).

На какие противоречия развития культуры указывает великий немецкий писатель и мыслитель?

О чем он предупреждает молодежь?

Почему индивидуум «должен пройти через все эпохи мировой культуры»? Какие эпохи культуры вы знаете?

Какие ценностные качества культуры проявляются в них?

  • Приведите примеры абсолютных (общечеловеческих) ценностей. Как они соотносятся с индивидуальным ценностным миром человека? С группо выми ценностями в молодежной субкультуре?
  • Что такое «язык молодежной субкультуры»? Для чего он существует?

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Большая часть молодежи думает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба.

Ф. Ларошфуко

Молодость с ее благородным энтузиазмом, с ее смутными стремлениями к честному, справедливому, к общественной правде, есть одна из величайших сил прогресса.

Н. Шелгунов

Возвышенность души спасает ее от рабства.

П. Буаст

Что можно прочитать

Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М., 1990. Мировая культура: традиции и современность. М., 1992. Молодежный ренессанс. М., 1990.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.