ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 11. Социальные функции искусства

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 11. Социальные функции искусства

Природа художественного образа

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил художественное наследие человечества. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Специфическим результатом деятельности в сфере искусства является художественный образ. Поэтому искусство часто определяется как отображение действительности в форме художественных образов. Их специфический язык позволяет различать такие виды искусства, как музыка, хореография, архитектура, литература, изобразительное искусство, цирк, кино, телевидение и др. Каждый из видов искусства, в свою очередь, подразделяется на жанры. Так, в живописи различают пейзаж, натюрморт, портрет и т. д.

Когда мы общаемся с произведением искусства, его формы, краски и звуки воздействуют на наши органы чувств, т. е. на тело, а на нашу душу оказывает влияние художественный образ. Образ — форма мышления в искусстве, он представляет собой единство чувства и мысли, это впечатление, оказываемое произведением искусства, его смысл. Люди ценят образы искусства за то, что они доставляют нам наслаждение: радуют глаз, ласкают ухо, но самое главное — радуют душу своей гармонией, возвышают ее, когда мы приобщаемся к творческому полету мастера. В этом состоит самая приятная, гедонистическая функция искусства.

Образ, с одной стороны, возникает как особое, во многом вымышленное, отражение действи-

 

тельности, когда сквозь единичный объект проступают типичные черты явления. Такой плод вымысла получает самостоятельное существование, кажется живым и подлинным. Так, литературные персонажи подчас воспринимаются как реальные люди, и даже автор романа с изумлением наблюдает, что «вытворяют» слишком ярко созданные им герои.

С другой стороны, создаваемые художественные образы несут на себе печать неповторимой индивидуальности их создателя: «я так вижу, слышу, чувствую»,— говорит автор. Конечно, создателю хочется донести до людей именно свои переживания, однако эстетический объект способен порождать множество «прочтений» своего смысла. Более того, многообразие возможных трактовок свидетельствует о глубине созданного образа. В этом «секрет» произведений, ставших классическими. В их число попадают те, которые способны вновь и вновь пробуждать в людях эстетическое чувство; те, в которых любое поколение может открыть соответствующие своим запросам смыслы, порой даже те, о которых не подозревал создатель. Вспомните, с каким неподдельным интересом мы поддерживаем между собой разговор о многих книгах, фильмах, близкой нам музыке. В этом смысле нет короче способа, чтобы узнать о внутреннем мире человека. Искусство всегда было прекрасным общественным посредником, выполняло функцию духовного общения людей.

Как было сказано выше, художественный образ отражает, с одной стороны, действительность, а с другой — духовный мир создателя. В зависимости от преобладания той или иной составляющей виды искусства условно делятся на изобразительные (живопись, скульптура) и выразительные (музыка, архитектура). Но и те, и другие выступают специфической формой познания мира в образной форме. Искусство несет нам особое знание о мире, выполняет познавательную функцию. Это знание о социальном и о духовном мире подчас глубже научного. По крайней мере, литература знает о душе человека не меньше, а то и больше, чем специальная наука психология. Но дело не только в том, что искусство дает то же знание, что и наука, оно дает ценностно окрашенное знание, сразу выделяет в нем важное и значимое для людей. Так, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждая об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

Поскольку художественный процесс развертывается не в чисто эстетической сфере, а в социальной среде, то исторические события вторгаются в судьбу воспринимающих искусство людей. Поэтому необходимо рассмотреть социальную роль искусства, определить, для чего оно нужно и чему служит.

 

«Искусство для искусства» или «искусство для жизни»?

Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на ум и чувства людей, воспитывая у нас представления о должном положении вещей. Эстетически приятное становится для нас символом нравственно-положительного, художественное произведение исподволь внушает определенную ценностную ориентацию. Потому трудно переоценить воспитательную функцию искусства.

В истории существовали группы деятелей искусства, которые сознательно стремились формировать общественное мнение и считали художественное творчество лучшей формой пропаганды общественных идей. Такова была литература эпохи «Бури и натиска» в Германии (60 — 70-е гг. XVIII в.), когда романтизм как художественное направление стал средством критики косной немецкой действительности. Аналогичные задачи ставило перед собой русское товарищество художников-передвижников ( XIX в.), чьи полотна обличали господствующий общественный строй.

Общество в целом также стремится поставить силу искусства на службу своим интересам. Военные марши должны приободрять солдат в трудных переходах (а раньше и на поле битвы). Красота соборов, музыка и пение во время церковной службы должны возвышать душу верующего и укреплять его религиозные чувства. Развешанные по городу плакаты призваны внушать его жителям различные идеи: от патриотических до коммерческих. Сегодня реклама так широко использует художественные средства, что сама уже стала претендовать на звание особого вида искусства.

Описанная выше позиция основана на убеждении, что искусство играет в обществе служебную роль и должно положительно воздействовать на жизнь, т. е. самая главная его функция — общественно-преобразующая. Те произведения, которые не выполняют этой задачи, не имеют ценности. Они бесполезны, а может быть,даже вредны, так как не отвечают господствующим общественным интересам. Подлинное же искусство должно давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала.

Однако социальные и нравственные идеи, «общественное

 

благо» могут быть результатом художественной деятельности, но не должны быть ее главной целью. Если создатель начинает работать по господствующей в обществе и государстве идеологической теории, по заказу, по указке, произведение оказывается «правильным», но зачастую эстетически малоинтересным. Многие произведения художественной литературы, музыки, живописи, скульптуры советского периода, особенно времени культа Сталина, являются тому убедительными примерами.

В то же время выдающиеся творения искусства этой поры выражали в высоко художественной форме вечные стремления людей к свободе и справедливости, к общечеловеческим идеалам. Таковыми были «лучший фильм всех времен и народов» — «Броненосец Потемкин», новаторская поэзия В. Маяковского, музыка Д. Шостаковича и Г. Свиридова, лучшие лирические песни Н. Богословского и И. Дунаевского, романы М. Шолохова и В. Быкова, картины М. Савицкого и многие замечательные произведения других авторов.

В художественной среде всегда жило понимание самостоятельной роли искусства. Для мастера его творческие занятия во многом самоценны, а ограничение его свободы во имя каких бы то ни было целей воспринимается очень болезненно. Ничто не является для художника большим благом, чем красота, которой он служит, ибо, как говорил Ф. М. Достоевский, «красота спасет мир». И не искусство должно служить прагматическим интересам, а вся жизнь должна быть посвящена искусству, царству гармонии, в котором расцветает индивидуальность человека.

Однако чрезмерное увлечение идеей «эстетства» может привести человека к безнравственным последствиям, когда за внешней красивостью будут все более разрушаться гуманные основы души. (Художественный приговор «эстетству» как стилю жизни вынес великий эстет своего времени Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея».) Поскольку искусство действует через чувства, то разум может и не заметить, какие ценности завладевают душой. В этом смысле произведение искусства часто словно завораживает нас, выполняя функцию внушения, подсознательного сообщения нам определенных идей и смыслов.

Страх перед неконтролируемым, «опьяняющим» действием искусства иной раз был так велик, что всякое общение с ним считалось безнравственным. Пуританская мораль (строгий, аскетический образ жизни) в XVII — XVIII вв. объявляла танцы «бесовскими», стремление украшать жилище — «суетным», отвергала любую литературу, кроме нравоучительной. В рассказе Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» развивается идея о том, что иная музыка настолько чувственна, что развращает людей, например подталкивает женщину к измене мужу. В современном обществе не раз ставился вопрос о том, как защитить нравственное и психическое здоровье людей от разрушительного воздействия некоторой аудио- и видеопродукции

 

Назидательные произведения, конечно, скучны, однако эстетические достоинства так называемого «чистого искусства» или «искусства для искусства», представители которого заявляют о своей будто бы полной свободе от запросов общества, тоже вызывают сомнения. В XX в. такая установка свободы творца от красоты и морали стала свойственна многим произведениям литературы без сюжета и идеи; скульптурам, созданным на основе предметов, подобранных на свалке; картинам, «написанным» ослом с помощью своего хвоста и т. п. Постмодернизм считает любое самовыражение человека предметом, порождающим бесчисленное количество толкований. Отсюда утверждается, что, чем непонятнее произведение, тем более продуктивно работает воображение зрителя. Поэтому для постмодернизма характерно смешение в одном произведении разных стилей, традиций, школ, отсутствие в нем какой-либо ценностной направленности.

Однако такое равнодушие к ценностной направленности своей деятельности рано или поздно, но приводит художника к эстетизации безобразного. Поскольку тот, кто творит по принципу «что получится», часто выплескивает далеко не лучшее содержание своего сознания. Это же происходит и в отражении искусством реалий жизни. Оно все чаще начинает выбирать не идеальные, а худшие ее стороны. В

 

результате, например, триллеры и криминальные драмы стали сегодня чуть ли не излюбленным жанром даже «высокого» кинематографа.

Тем не менее думается, что ценностная направленность художественной деятельности, несмотря на смену направлений, стилей, приемов и т. д., должна сохраняться, как и должен оставаться смысловым стержнем произведений искусства гуманизм. Чтобы оказать гуманизирующее воздействие на реальные человеческие отношения, произведение должно обладать и художественной выразительностью, и идейным содержанием. Поэтому извечное противостояние «искусства для искусства» и «искусства для жизни» весьма относительно.

Выводы. /. Искусство выполняет функции: эстетическую, общественного преобразования, познания действительности, предвосхищения событий, воспитания личности, внушения ценностей, служит средством социальной коммуникации и доставляет наслаждение. 2. Художественный образ это впечатление, выразительность и смысл, порожденные произведением искусства. 3. Увлечение как «чистым искусством», так и его «социальной актуальностью», в конечном счете, губит само искусство.

Словарь

Гедонистический — дающий наслаждение.

Искусство — сфера общественной жизни, в которой создаются и «живут» художественные образы.

Постмодернизм — течение в современной культуре, которое ставит под сомнение традиционные ценности добра, истины, красоты и трактует действительность как нечто крайне субъективное, относительное и неопределенное.

Художественный образ — способ бытия художественного произведения.

1. Какие произведения искусства становятся классическими?

  • Какие задачи ставит перед собой «искусство для жизни»?
  • Почему искусство может оказывать развращающее действие на нравы в обще стве?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

  • В. И. Ленин писал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»,. Почему от так считал? Так ли это для современного общества?
  • В книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» художник Тюбик рисовал портреты малышек, которые считали, что в портрете красота важнее, чем сходство. Какой «эстетической теории» они придерживались? Почему сам Тюбик наз.ывал этк портреты «халтурой»?
  • В мультфильме «Трое из Простоквашино» мама заявляет: «От этой картины очень большая польза — она дырку на обоях закрывает!» Как можно охарактеризовать такой подход к произведениям искусства?
  •  

Выполните задания

  • Составьте всем классом анкету «Какое искусство нам нравится», включив в нее пункты: мой любимый фильм, книга, стихотворение, поэт, художник, актер, направление в музыке... памятник в нашем городе, самое красивое здание в городе и т. п. Заполните анкету на досуге, после чего «счетная комиссия» обобщит результаты, а «группа теоретиков» сделает выводы о художественных предпочтениях учеников вашего класса.
  • Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина «Разговор книго продавца с поэтом». Как в нем понимает цели художественного творчества поэт?

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должны любить искусство.

Л. Н. Толстой

Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни.

Ж. Ренье

Мораль должна быть не целью, но следствием художественного произведения.

Б. Констан

Вполне возможно, что произведение искусства имеет нравственные последствия, но требовать от художника, чтобы он ставил перед собой какие-то нравственные цели и задачи,— это значит портить его работу.

И. Гёте

Что можно прочитать

Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Руссо Ж. Ж. Рассуждение о науках и искусствах //Руссо Ж. Ж. Соч. Т. 1.М., 1961.

Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.