ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 16. Правовая культура

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 16. Правовая культура

Взаимная ответственность государства и личности

Право как система общеобязательных социальных норм, которые регулируют действия, поведение и отношения людей, их групп, появилось вместе с возникновением государства, древних цивилизаций ( IV— III тысячелетия до н. э.). С этого времени стала формироваться и правовая культура общества, которая является одним, из компонентов (составных частей) общей духовной культуры человечества.

В литературе даются различные определения правовой культуры. Но более полным является ее определение как качественного состояния правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности. 'Правовая культура во многом^ определяет общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Таким образом, понятие «правовая культура» включает:, 1) достигнутый уровень совершенства правовых актов; 2) правовую 1! практику; 3) правосознание; 4) степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Состояние правовой культуры в обществе зависит от ря да Факторов: 1) знания населением законодательства; 2) развитости правотворческого процесса, т. е. процедуры подготовки и принятия актов законодательства; 3) степени соответствия актов законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; 4) соответствия практики законодательству; 5) степени уважения населением норм права.

 

Обычно различают правовую культуру отдельного человека и всего общества. В первом случае оцениваются личностные свойства конкретного лица, во втором — государства и социума.

Правовая культура общества и государства

Оценивая правовую культуру общества и государства, можно говорить о различных уровнях ее развития, например высоком, среднем, низком.

О развитости правовой культуры свидетельствует прежде всего уровень развития системы правовых актов, т. е. законов Парламента, декретов, указов Президента, постановлений Правительства, решений министерств, местных Советов депутатов и других органов власти. Если правовые акты разумны по своему содержанию, если они помогают развитию экономики, проявлению свободы человека, то это подтверждает высокий уровень правовой культуры общества и государства. О развитости системы правовых актов особенно говорит то, насколько она наиболее полно учитывает личные права человека (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, взглядов и суждений и др.), т. е. те права, которые человек получает не от государства, а в силу рождения. Выполнение законодательством данных требований свидетельствует о его прогрессивности.

Основу законодательства, ядро правовой системы в нашей стране составляет Конституция Республики Беларусь. По своему содержанию, с точки зрения соответствия ее норм (статей) важнейшим международно-правовым документам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах), она является демократической и создает все условия для развития правовой культуры общества. Конституция РБ предусматривает политический плюрализм, т. е. многообразие мнений о путях развития общества и государства, возможность создания политических партий. Конституция допускает существование двух форм собственности — государственной и частной. В ней закреплены важнейшие принципы правового государства (разделение властей, признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, судебная защита личности, соответствие внутреннего законодательства общепринятым принципам и нормам международного права).

Показателем высокой правовой культуры общества и государства является обязательность выполнения государством международно-правовых соглашений. Руководство Республики Беларусь в своей политике стремится выполнять взятые на себя международные обязательства.

Свидетельством постоянного развития правовой культуры общества является своевременное обновление актов законодательства, приведение их в соответствие с требованиями общественного развития. Так, например, белорусский парламент за последние годы принял и ввел в действие около 20 новых кодексов. Среди них — Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Избирательный и др.

 

Уровень развития всей системы законодательства может быть оценен и с позиций того, насколько оно полно и непротиворечиво регулирует общественные отношения, насколько правовые акты доступны для ознакомления и пользования гражданам, в том числе насколько понятен текст правовых актов.

О степени развития правовой культуры могут свидетельствовать не только юридические (правовые) акты (они всегда фиксируются в письменном виде), но и правовые обычаи. Хотя последние в развитых странах занимают подчиненное по отношению к актам законодательства (нормативным актам) место.

Когда мы говорим о правовой культуре отдельного человека, то предполагаем, что он имеет достаточные знания актов законодательства, понимает основные принципы и задачи права, знает свои основные права и обязанности.

Особые требования предъявляются к профессиональным юристам и другим лицам, чьей профессией является правоохранительная и правоприменительная деятельность. От их глубокого и правильного усвоения правовых норм и предписаний во многом зависит исполнение правовых предписаний. Это означает, что развитие правовой культуры предполагает не только процесс создания законов и других нормативных актов, но и то, как эти акты реализуются в жизни, на практике. Кроме этого, при формировании правовой системы большое значение имеет уровень правового сознания людей, а также то, какие ценности и традиции сложились и доминируют в государстве,

 

Заседание Конституционного Суда Республики Беларусь.

каково реальное положение личности в обществе, каковы ее взаимоотношения с государством.

Таким образом, правовая культура общества и государства проявляется не только в писаных нормах, т. е. конкретных текстах, но и в практике их реализации, исполнения. Чем точнее правоприменительная практика соответствует содержанию норм и принципов права, тем выше правовая культура.

Правосознание личности

Правовая культура общества зависит от правового сознания его членов. Правосознание совокупность чувств, настроений, идей, представлений и взглядов и т. д. человека, в которых выражено его отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым правовым нормам.

У человека с развитым правовым сознанием ценности права (нерушимость прав и свобод человека, равенство и справедливость и др.) глубоко усвоены, воспринимаются как нечто должное и естественное. Дня каждого человека важно сформировать у себя необходимое правосознание. Оно проявляется в правовой активности граждан, например их участием в выборах. Правосознание является, с одной стороны, отражением правовой жизни общества, а с другой, оно — средство воздействия на правовую систему государства. Мировой опыт показывает, чтчэ правовая культура вь*пие тай, где человек и государство выступают как равноправные партнеры, где существует их взаимная ответственность друг перед другом (см. ст. 2 Конституции РБ).

 

В советский (социалистический) период государство явно доминировало в этих отношениях. Оно обычно выступало в роли покровителя человека, лишая его часто свободы выбора. Сейчас в суверенной Республике Беларусь государство стремится создать все необходимые условия для свободною и достойного развития каждого человека. Меняются нормы и принципы его взаимоотношений с государством. Реальностью становятся случаи ответственности государственных органов перед гражданами за неправомерные действия.

Формированию правосознания человека содействуют многие факторы. Прежде всего правовое воспитание, основная задача которого — выработать у гражданина чувство уважения к праву, понимание того, что право является мощным рычагом для преобразования общества. В этих целях любое демократическое государство призвано своевременно совершенствовать законодательство с целью приведения его в соответствие с потребностями современного развития, а также выполнять требование об обязательности опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом содержания принятых нормативных актов (см. ст. 7 Конституции РБ). Последнее условие очень важно, поскольку любое правовое воспитание (как и любое обучение) невозможно без надлежащей правовой информации.

Таким образом, в правовом, демократическом государстве правовое воспитание — одна из приоритетных задач. Это необходимо для того, чтобы граждане могли не только компетентно судить о праве и действующих в стране законах, но и могли, когда нужно, защитить свои права и свободы.

Правовой нигилизм

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицание ценностей права, непризнание его в качестве основного регулятора общественных отношений, игнорирование требований закона. Правовой нигилизм имеет различные формы проявления, но в концентрированном виде его можно представить как безразличное отношение к роли права либо явно негативное отношение к нему. Правовой нигилизм отрицает законность, созидательную роль права.

Конечно, с правовым нигилизмом нельзя соотносить критические замечания в адрес правовой системы (действующих норм права). Напротив, конструктивная критика помогает совершенствовать право и таким образом способствует повышению его роли в обществе.

Крайним проявлением правового нигилизма является совершение правонарушений, в том числе и преступлений. К правонарушению относят виновное противоправное деяние, совершенное лицом; к которому по закону могут быть применены меры воздействия (санкции).

Правонарушение выражается в действии либо бездействии. Дейст-

 

вие проявляется в активном поведении (кража, драка, оскорбление и т. д.). Бездействие означает несовершение действия, которое предписывалось по закону (прогул, проезд без билета в транспорте и т. д.).

Считается, что деяние является правонарушением, если оно совершено лицом, способным сознавать противоправность своих действий и нести юридическую ответственность. К ним относятся все лица, достигшие определенного возраста, если они по суду не признаны недееспособными. Например, к административной ответственности привлекают с 16 лет, а за некоторые виды преступлений и с более раннего возраста.

Установлены различные виды юридической ответственности: дисциплинарная и материальная (для работников), имущественная (иногда ее называют гражданско-правовой), административная, уголовно-правовая. В зависимости от тяжести правонарушения и характера правоотношений (например, ущерб причинен работником в процессе трудовой деятельности или просто гражданином) наступает тот или иной вид юридической ответственности. Следует иметь в виду, что с развитием законодательства (его изменениями) то или иное действие может быть отнесено к категории правонарушения или, наоборот, не оцениваться как правонарушение.

Выводы /. Правовая культура как взаимная ответственность государства и личности выражается в прогрессивном законодательстве и сознательном выполнении его норм гражданами. 2. Каждый член общества обязан вырабатывать у себя развитое правосознание, уважение к закону и установку на обязательное выполнение его требований. 3. Антипод правовой культуры правовой нигилизм.

Словарь

Правовая культура — гражданское поведение личности в соответствии с правовыми ценностями демократического общества.

Правовой нигилизм — пренебрежение правовыми ценностями в социальных условиях.

Правосознание — понимание важности правовых ценностей, следование им в повседневном поведении.

О 1. Что такое правовая культура? • 2. Назовите составные элементы правовой культуры.

  • Что такое правовой нигилизм?
  • Можно ли рассматривать критику юридических норм как правовой нигилизм?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

Французский юрист Ж. Карбонье писал, что человеку, обладающему развитым правосознанием, не так уж и нужна информация о законе, что при таком правосознании он сумеет понять, что является законным.

А как вы думаете, прав ли Карбонье?

 

Ж. Ж. Руссо писал: «Законы — это лишь условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития».

Вспомните, о каком общественном договоре, образующем гражданскую ассоциацию людей, писал Ж. Ж. Руссо и какое его основное условие.

Известный математик и философ Пифагор учил, что после божества более всего надо уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Он считал наихудшим злом анархию.

Почему так считал Пифагор и в чем отличие правопорядка от анархии? ПРИСЛУШАЕМСЯ

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Цицерон

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Цицерон

Сила законов зависит еще больше от собственной их мудрости, чем от суровости их исполнителей; а общественная воля получает наибольший свой вес от разума, которым она продиктована.

Жан Жак Руссо

Каждый народ имеет правительство, которого он заслуживает.

Жозеф де Местр

Большое число соучастников не оправдывает преступления.

Руллер

Попрание права это искушение, которому легче всего поддается человеческий дух.

Генрих Манн

В государстве не персоны управляют законом, а законы персонами.

В. Н. Татищев

Что можно прочитать

Общая теория права и государства: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994, тема 14.

Конституция Республики Беларусь. Г. А. Василевич. Научно-практический комментарий. Мн., 2001. Изд. 2-е.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.