Биография, Замятин Евгений Иванович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Замятин Евгений Иванович. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2

Замятин, Евгений Иванович

(1884-1937).

Видный рус. сов. прозаик, известный также произв. др. жанров; один из основоположников совр. антиутопии, классик НФ 20 в. Род. в г.Лебедянь (Тамбовской губ.), в семье священника, окончил судостроительный ф-т СПБ политех. ин-та, во время учебы увлекся революционной деятельностью, примкнул к большевикам, подвергался репрессиям. Работал по специальности и преподавал в политех. инт-те; Февральскую революцию встретил в Англии, куда был командирован контролировать постройку ледоколов для России; в 1917 г. вернулся на родину и активно включился в культурное строительство. Печататься начал с 1908 г., был близок к символистам, возглавил лит. группу «Серапионовы братья», много способствовал публикации на рус. яз. таких авторов, как Д. Лондон, Дж.Б. Шоу, Г. Уэллс. После публикации за рубежом гл. произв. — романа «Мы» (чеш. 1924; англ. 1924; рус. 1927 — Чехословакия; 1988 — СССР; 1989), вызвавшего травлю автора, З. был фактически объявлен персоной «нон грата» в сов. лит-ре; обратившись с письмом к И. В. Сталину с просьбой выпустить его за границу, получил разрешение только при содействии А. М. Горького. Уехал во Францию в 1931 г., где и умер, сохранив сов. паспорт и гражданство и не создав в эмиграции ничего значительного.

Роман «Мы» был оперативно переведен на все ведущие языки, оказав огромное влияние на все последующее развитие антиутопии, в частности, на двух др. ее классиков — О. Хаксли и Д. Оруэлла (последний выступил в печати с обстоятельной рец. на роман). Автор изобразил до предела механизированную и математизированную «утопию», в к-рой человеческая личность сведена к «нумеру» (в совр. терминологии — к «винтику»), а все об-во в целом — к идеально функционирующему муравейнику, тоталитарной диктатуре, использующей достижения науки и технологии для порабощения людей; построение гигантского Интеграла — «звездного ковчега» — грозит экспансией подобных идей на др. планеты (см. Математика, Освоение космоса). Среди худож. находок З., повторенных в десятках совр. антиутопий, — принудительная лоботомия «диссидентов», в частности, уничтожение центра фантазии в их сознании (см. Криминология, Медицина), вездесущее радио, играющее роль идеологической «промывки мозгов», подслушивающие устройства, синтетическая пища из нефти (решение проблем демографии), освобождение «нумеров» от «химер» стихийности, неуправляемости, дискомфорта — эмоций, семьи, любви и т. п. (см. Секс и эротика). Общую мертвенность и стерильность построенного мира подчеркивает особый лит. стиль, выработанный автором (имеющий общие черты с «революционными» тогда футуризмом, конструктивизмом и прямо пародирующий стилистику и идеологию Пролеткульта).

Полемика вокруг романа, открывшаяся в сов. прессе еще до публикации книги, с самого нач. была обречена на идеологические клише и быстро свелась к объяснению книги как антисоциалистического памфлета; эту же точку зрения в осн. разделяла эмигрантская и зап. критика, что было объяснимо в условиях противостояния двух систем, но заведомо сужало худож. и филос. значение книги (см. Политика, Социализм). Время показало, что в большей степени сатирический заряд З. был направлен против технократических идеалов «соц. инженерии» (см. Сатирическая НФ); отд. совпадения кошмарных фантазий З. с реальными кошмарами сталинских репрессий представляют собой частность, только подчеркивающую универсальный характер построенной писателем модели. Мн. критики (в частности, Д. Сувин) видят в антиутопии З. даже еще более обобщенное филос. противостояние Революции («жизни») и Энтропии («смерти»), снять к-рое «победой» одной из «сторон» попросту невозможно.

З. является также автором книги о Г. Уэллсе«Герберт Уэллс» (1922), в к-рой рассматривал НФ как наилучший метод худож. отражения современности; однако, кроме романа «Мы», лишь однажды обратился к НФ — в «Рассказе о самом главном» (1927). В ряде произв. З. использовал приемы сатирической НФ и филос. сказки и притчи — «Пещера», «Икс», «Послание Замутия, епископа обезьянского», «Царство Божие».

Лит.:
Alex M. Shane «The Life and Works of Evgenij Zamjatin» (1968 — англ. яз).
Christopher Collins «Evgenij Zamjatin» (1973 — Голландия — англ. яз).
E. J. Brown «Brave New World» and «We» (1976 — англ. яз).
«Zamyatin's «We». A Collection of Critical Essays» (ed. by Gary Kern) (1988 — англ. яз).
Т. Т. Давыдова «Евгений Замятин» (1991).
Б. Ланин «Роман Е. Замятина «Мы» (1992).

Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. «Чужой среди своих»


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.