ВНИМАНИЕ! Это раздел УЧЕБНИКОВ, раздел решебников в другом месте.

[ Все учебники ] [ Букварь ] [ Математика (1-6 класс) ] [ Алгебра ] [ Геометрия ] [ Английский язык ] [ Биология ] [ Физика ] [ Химия ] [ Информатика ] [ География ] [ История средних веков ] [ История Беларуси ] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

1 класс - 2 класс - 3 класс - 4 класс - 5 класс - 6 класс - 7 класс - 8 класс - 9 класс - 10 класс - 11 класс

§ 10. В человеке все должно быть прекрасно

Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го классаа

[ Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника...

§ 10. В человеке все должно быть прекрасно

Эстетическое отношение к действительности

Уже наскальные рисунки первобытных людей свидетельствовали о том, что искусство родилось вместе с человеческим обществом и таким образом запечатлело особое отношение человека к окружающему миру. Наряду с полезными качествами, у вещей было обнаружено свойство быть красивыми (прекрасными). Конечно, поначалу понятия «полезное» и «красивое» мало различались. Возможно, красивым называлось то копье, которое было удобно на охоте, то веретено, которым было легче прясть. Через труд человек получал первичные представления о том, что в природе есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность, ^ти свойства действительности представляют значительную ценность для'чёловёка, и до того, как объяснить их разумом, человек научился переживать их в чувстве прекрасного. Со временем полезное и прекрасное стали отчетливо различаться, люди выделили особые эстетические ценности и научились получать специфическое удовольствие от красоты. Эстетическая ценность явления представляет не прагматическую, а самую широкую общественно-практическую значимость, выступает как ценность для человеческого рода в целом. Специфически человеческое чувство прекрасного представляет собой целостное восприятие объекта ^чувственное постижение его сущности. Развитие человеческой чувственности происходит исторически, что позволяет нам видеть в уникальном, единственном объекте всеобщие закономерности и универсальные смыслы.

Эстетическое отношение к действительности является реализацией нашей особой эстетической потребности — видеть и строить мир по законам красоты. Взирая на мир эстетически, мы способны отвлечься бТуЗкокорыстных интересов и оценить его гармоничность, от которой нет никакой выгоды, и его целесообразность, не ведущую ни к какой цели. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, чрезвычайно привлекательна. Здесь есть возможность заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики .Свобода эстетичееквгоптношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но является образным восприят^ем_^_^)браз10т-чимшлецием, которые создают волшебную видимость, прекрасную форму. Задействовав свое воображение, мы

 

наслаждаемся игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Итак, эстетическое отношение бескорыстное (не преследующее какой-либо практической пользы или выгоды), целостное отношение к явлениям, при которых сквозь их чувственную форму проступают глубинные смыслы.

Эстетическая культура личности

Эстетическая культура личности, как и всякая другая, выступает показателем развития внутренних духовных сил человека. Потому в ее создании и сохранении заинтересован как сам индивид, который при этом реализует свою потребность в красоте, так и общество в целом. Эстетическая культура личности предполагает единство развитого эстетического сознания и способностей к эстетическому творчеству в различных видах жизнедеятельности. Эстетическое сознание человека — это не только совокупность его рациональных представлений о прекрасном и личных художественных предпочтений, но еще и особое чувство наслаждения эстетической стороной действительности. Каждый раз это чувство уникально и неповторимо. Даже когда мы не впервые слышим какую-нибудь мелодию, то у нас возникают не «те же самые», а обновленные переживания. Эстетическое чувство крайне субъективно: на вкус и на цвет товарищей нет.

 

Между тем есть понятие «хорошего вкуса» и «дурного вкуса», безвкусицы, т. е. подразумевается, что мнение мнению рознь, и существует некий объективный идеал прекрасного, которого и придерживается «хороший вкус». Когда у человека есть эстетический вкус, он способен к качественному различению прекрасного и безобразного, к яркому восприятию и такой же оценке эстетических свойств явления. Хороший вкус —это эстетическая оценка на основе глубокого изучения, опыта чувств предшествующих поколений, который запечатлен в художественной практике людей. Однако дать некую формулу хорошего вкуса невозможно, так как его критерии не рациональны и создаются лишь в результате «воспитания чувств».

Общечеловечески воспитанные чувства не только приносят человеку наслаждение, но и говорят о самых важных аспектах жизни. Во-первых, в эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание истины. Красота отражает пропорцию и симметрию, присущую миру. В древности музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия, как утверждали пифагорейцы, подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах. Гармония, соразмерность и закономерность природы чувственно воспринимаются нами как красота. Это чувство является знаком истины, до которой познающий разум добирается только со временем.

 

Во-вторых, эстетические переживания свидетельствуют о свободе и творческой природе человека. Порой даже «неестественные», порожденные причудливой фантазией произведения справедливо восхищают тем, что демонстрируют силу воображения и полет духа его создателя. Сфера эстетического — это сфера свободной игры творческих сил человека.

В-третьих, красота оказывается признаком «очеловеченности» мира, его гуманности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) — это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком. Понятие красоты фиксирует не только прекрасные свойства внешнего мира, но и прекрасный мир души и других идеальных объектов. Мы говорим: «он выдвинул прекрасное доказательство», «у нас с ним прекрасные отношения». Здесь красота означает внутреннюю развитость человека, способного на такие доказательства и такие отношения.

Итак, критерий прекрасного, которым руководствуется хороший вкус, существует «за кадром» эстетических явлений. Красота являет нам идею прекрасного в образах, поэтому эстетическое чувство — это «прочувствованная мысль», «интеллектуальное чувство», субъективное по форме и объективное по содержанию. Но поскольку даже объективным критерием руководствуется всегда отдельная личность, то эстетическая оценка — это всегда чья-то позиция, относительность которой неизбежна.

Сферы эстетической деятельности

Необходимым элементом эстетической культуры личности, как уже отмечалось, является эстетическая деятельность. Ведь эстетическое отношение к действительности представляет собой не только созерцание и оценку, но и некую форму практики. Эстетическая деятельность многообразна, она не сводится только к созданию произведений искусства, иначе этот вид творчества был бы доступен лишь избранным.

Поскольку первичным источником наших представлений о прекрасном была трудовая деятельность, то труд и поныне остается наиболее доступной сферой эстетической самореализации. Так, дизайн появился в результате стремления к тому, чтобы изделие было и удобным, и красивым. А художественно оформленные плоды человеческого труда стали предметами прикладного искусства. Прекрасными могут быть не только результаты труда, но и сам процесс. Не случайно мы с восхищением наблюдаем за действиями человека, мастера своего дела, и говорим, что он «красиво работает». Красота в труде возникает не только из-за морального «желания работать», трудолюбия, но и благодаря умению работать, сноровке, целесообразности действий. Такая работа оказывается не только эффективной, но и радостной, самоцен-

 

 

ным занятием, которому человек может предаваться «из любви к искусству».

В не меньшей степени красота присуща труду интеллектуальному. Так, найденная наукой закономерность не раз вызывала у ученых восторг: какая красивая формула! Эстетика мышления, как уже говорилось, является несомненным признаком его истинности.

Эстетическое начало присуще и нашему повседневному поведению, что проявляется в культуре межличностного общения. Вежливость и этикет необходимы не только из моральных соображений. Они способствуют красивым отношениям между людьми, отношениям, построенным не из чувства долга, а из стремления к прекрасному в общении.

Немалую роль в нашей жизни играет эстетика быта и досуга. Мы реализуем свои эстетические склонности, наводя порядок и украшая свое жилище, организуя свое свободное время. Эстетика досуга подразумевает не только посещение учреждений культуры и общение с искусством. Пропорциональность, гармоничность, целостность — это те характеристики прекрасного, которые должны отличать любой фрагмент нашей жизни, как бы мы его ни проводили. Вовремя лежать на диване и вовремя чистить картошку может быть не менее важно для прекрасной жизни, чем посещать театры и презентации, стремясь к «красивой жизни».

В сегодняшнем мире немаловажное значение приобретает и эстетическое начало в отношениях с природой. Красота окружающего мира с давних пор поражала воображение человека и привлекала внимание художников. Но на современном этапе прекрасное отношение к природе подразумевает не только любование ею, но и гармонизацию взаимодействия: бережное использование, ненавязчивое изучение. Сегодня эстетически верным (правильным) становится отношение не к природе как «внешней среде», а отношения с природой как живого с живым.

Наконец, разновидностью эстетической деятельности является художественное творчество. Оно бывает профессиональным и

 

любительским, но в любом случае служит эстетической самореализации личности. Создание произведений искусства является высшей формой эстетической деятельности.

Выводы. /. Эстетическое отношение является свободным творческим преобразованием мира по законам красоты. 2. Эстетическая культура личности складывается из развитого эстетического сознания и способности к творческой эстетической деятельности. 3. Эстетическая оценка дается конкретным субъектом и представляет собой проявление вкуса. 4. Хороший вкус воспитывается на основе общения с художественным наследием человечества. 5. Красота является чувственным выражением закономерностей человеческой жизни.

Словарь

Вкус — способность к эстетической оценке, чувство изящного.

Прекрасное — эстетически идеальное состояние, образцовая чувственно созерцаемая форма.

Эстетика — философское учение о прекрасном в искусстве, в природе, в жизни.

п 1. Знаком каких важных для человечества ценностей является красота? * 2. Чем эстетическое отношение к действительности отличается от прагматического или научного? 3. В каких сферах проявляется эстетическая деятельность человека?

ПРАКТИКУМ

Подумайте

  • Всем известна фраза А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Как вы относитесь к этому критерию прекрасного? Почему красота здесь вменяется человеку в обязан ность?
  • В романе «Идиот» Ф. М. Достоевский задумывал создать образ «поло жительно прекрасного человека». Что вкладывал писатель в это понятие? Уда лось ли ему создать этот образ?
  • Выражение «красивая жизнь» имеет множество значений. Что она означает в вашем представлении?
  • Немецкий философ И. Кант определял прекрасное как «целе сообразность без цели». Как вы понимаете эту формулу?
  • Что означает, по вашему мнению, одеваться со вкусом?

Выполните задания

1. Подберите иллюстрации пейзажей разных художников, посвященных одному времени года. Сравните представленные в них образы природы. Какие идеи и впечатления отражают в чувственной форме эти картины?

 

  • Проанализируйте программу телепередач за текущую неделю. Выде лите в ней художественные фильмы и программы. Определите, какие из них относятся к категориям прекрасного, комического, трагического, безобразного. Какое процентное соотношение у вас получилось? Какие выводы из этого можно сделать?
  • Чтобы продемонстрировать возможность единства мысли и чувства, сочините «Сказку о похождениях математических фигур».
  • Сформулируйте критерии, по которым можно считать человека краси вым, и проведите в школе конкурс красоты.

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Прекрасное — это законченное выражение Добра. Добро это законченное выражение Прекрасного.

Р. Тагор

Вкус это эстетическая совесть.

Жан Поль

Вкус развивается не на посредственных, а на самых совершенных образцах.

И. Гёте

Не всякая правда красота, не всякая красота правда.

К. С. Станиславский

Красота — это гармония случая и добра.

С. Вейлъ

Самая занимательная для нас поверхность на земле —это человеческое лицо.

Г. Лихтенберг

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.

М. И. Глинка

Что можно прочитать

Борев Ю. Эстетика. М., 1997.

Каган М. С. Курс лекций по эстетике. СПб., 1997.

Крюковский Н. И. Homo pulcher (Человек прекрасный). Мн., 1983.

Вернуться к графической версии учебника...


Содержание учебника Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса:


Все учебники по предмету "Человек, Общество, Государство":





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.